Share
0

Настоящие Дафнис и Хлоя

«Дафнис и Хлоя» не забыты в современной Греции. Но включить такую книгу в школьную программу никто не осмеливается, хотя она издается и даже существует комикс, повествующий о страстной любви пастуха и пастушки. И все же мало кто знаком с сюжетом, героями и даже самим названием книги.

Обывателям сюжет книги кажется содержащим «много повторов» того, что было написано уже в эротических романах XX века. Но кого в действительности можно обвинить в заимствовании сюжетных поворотов – древнего греческого автора или наших современников? И чему посвящена его книга, оказавшая столь большое влияние на любовный жанр? Каковые ее скрытые составляющие?

Первый эротический опыт юных Дафниса и Хлои, пасущих своих овец и коз на прекрасных лугах Лесбоса, занимает главное место в романе Лонга. Прекрасные юноша и девушка не столько преодолевают внешние преграды, как герои другой древней повести «Эфиопика», сколько познают неведомый им еще мир наслаждений.

Василий Колташов
Василий Колташов

Василий Колташов руководит Центром экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Окончил Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС). Преподавал политологию, а в аспирантуре специализировался на изучении политического лидерства. В 2004-2006 годах работал в команде Института проблем глобализации (ИПРОГ), а в 2007 году перешел в ИГСО. Параллельно занимался журналистикой, рекламой и PR консалтингом. В ИГСО отвечает за экономический блок исследований, прогнозы и анализ. С 2007 года проживает в Афинах, Греция.

Пастух и пастушка оказались в своих переживаниях так откровенны, что в СССР полная версия этого чудного произведения была доступна не всем. Широкий читатель мог с легкостью познакомиться с эпизодами книги. Увы, они исключали самые крамольные с точки зрения «высокой морали» места, такие как это: «А Дафнис и Хлоя легли на ложе нагие, друг друга обняли, целовались и бессонную ночь провели, – меньше спали, чем совы ночные».

Влюбленные ведут скромную пастушескую жизнь. Они не знают, что вовсе не бедны. Может показаться странным для современного взгляда построение сюжета, что олимпийские боги награждают Дафниса и Хлою тайным богатством. Они лишь потерянные дети состоятельных семей, а не пастух и пастушка по рождению. В подобном можно увидеть бедность замысла древнего писателя. Однако, он, прежде всего, стремится достичь между юношей и девушкой близости лишенной меркантильной основы. Лонг с преклонением живописует то, что позднейшие критики назвали «вульгарными отношениями».

Близость молодых героев книги никак не связана с выгодой, ни в каком ее, даже самом скромном, виде. И боги – единственные мифические обладатели знаний о будущем – заранее награждают Дафниса и Хлою материальными благами, столь нужными человеку в неравном античном мире.

Они словно хотят показать, что все в жизни обретается, если человек верен чистоте своих чувств. Высшие силы помогают влюбленным еще один раз, в сугубо описательном и даже лишнем, как можно посчитать, эпизоде с пиратами. Они захватывают Дафниса, чтобы увезти и продать в рабство. Но могучая сила освобождает юношу. Морские разбойники жестоко наказаны.

Христианское мировоззрение не позволяет легко понять, как строились отношения человека и божеств в языческом мире. Сам характер индивида представляет для исследователей большой интерес. В людских головах с детства жил не некий единственный бог-повелитель, а множество разных и разнохарактерных божеств.

Они находились во взаимоотношениях сложных, полных скрытых и явных конфликтов. Они соперничали, и они, в отличие от христианских святых, были живыми – динамичными существами. Они могли влюбляться и совершать глупости. Одним словом, всякий человек понимал, что он создан по образу и подобию этих обитателей Олимпа. Развитию личности только помогало проигрыванию в уме всевозможных легендарных ситуаций с богами.

Боги древней Эллады были завистливы. Но, видя искренность и простоту человека, его верность, они часто приходили на помощь. Дафнис и Хлоя за свою любовь удостоились опеки владык Олимпа. Откажись пастух или пастушка от своих чистых чувств (полных физической тяги) во имя выгоды и боги наказали бы их.

Оба влюбленных могли разорвать свою связь под давлением событий: Дафнис рано узнает о своей богатой семье, а любви Хлои старается добиться соперник юноши – пастух Лампид. Выйди Хлоя замуж за этого грубого и сильного мужчину, она была бы, как говорят в наши дни предприимчивые особы, «словно за каменной стеной». Но она остается верна своим простым и чистым чувствам.

Дафнис на взгляд современного мещанина имеет множество недостатков. Он неопытен, зачастую мягок и нерешителен. Но он принимает дар богов – любовь, что поселяется в его сердце, а не борется с ней как помехой для больших планов молодого аристократа. Ему и в голову не приходит, что изменчивые боги сурово наказывают тех, кто отказывается от их даров.

Он принимает счастье с любимой, не думая о более выгодных альтернативах и Хлоя поступает в точности так. Она не рассматривает свою красоту как товар. Юная пастушка не пытается приобрести ничего кроме рая с милым, не только в шалаше, но и без него – под открытым небом Лесбоса. Такое поведение молодых героев выглядит странным в глазах современных сексуальных меркантилистов. Но именно оно дарует людям счастье.

Греция – родина, быть может, самого важного эротического романа в истории. «Дафнис и Хлоя» родились более двух тысяч лет назад и повесть о них сравнима разве что с легендой об Эроте и Психее. В романе Лонга бог любви не влюбляется сам, а ранит своими стрелами других. К несчастью, от них люди придумали могучую защиту. Зовется она – бухгалтерия.

Беря в учет, прежде всего, материальное, человек теряет возможность получать наслаждение от соединения физического и эмоционального. И если эта простая мысль остается непонятой, то, как понять наивную мудрость истории Дафниса и Хлои?

Читайте также
Комментарии (0)
Где это?
Новости партнеров
Загрузка...
Как попасть в Лондон без визы?
Как попасть в Лондон без визы?