Раздолбайская Германия

Немцы никогда не опаздывают, выполняют все в срок и помешаны на порядке. Может, когда-то все так и было, но с тех пор многое изменилось.

Вы думаете, Германия – страна порядка, где компании выполняют взятые на себя обязательства, проекты завершаются в срок, а клиент получает отличный сервис в соответствии с договором? Как бы не так. Каждый раз, когда я думаю, что видел уже все высоты и глубины типично немецкого раздолбайства (да-да, именно типично немецкого, об этом ниже), Германия собирается с силами и демонстрирует мне, что способна на еще большее.

Собственно, моя вера в немецкий порядок начала шататься довольно давно. Думаю, каждый житель России изначально имеет такую веру – надо же надеяться на то, что где-то есть страна, в которой все работает как по часам. Проблема в том, что реальность быстро приводит идеалистов в чувство. Первый удар по моей вере в немецкий порядок нанесли поезда Deutsche Bahn, регулярно опаздывающие на 1,5-2 часа при длительности поездки в 4 часа. Очередной гвоздь в ее гроб забили не приезжающие вовремя автобусы. Да, я понимаю, что в Москве автобусы вообще не имеют расписания и ходят как пробки пожелают, – но ведь в Москве, во-первых, никто не пытается изобразить из себя помешанных на порядке, а, во-вторых, никто не вешает на остановки расписания с точностью до минуты отправления.

Сергей Сумленный
Сергей Сумленный

Сергей Сумленный - политолог, глава представительства немецкого фонда Генриха Бёлля в Украине. Работал в московском бюро крупнейшей немецкой телерадиокомпании ARD, во франкфуртской редакции газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, отвечал за консультирование по вопросам российских санкций в немецкой консалтинговой компании SCHNEIDER GROUP. Защитил диссертацию по истории взаимоотношений власти и СМИ в послевоенной Германии (ИНИОН РАН). Автор книг «Немецкая система» и «Немецкий формат».

Вера в порядок шаталась и дальше. Вот телефонная компания присылает новый мобильный телефон, который поддерживает только микро-симкарты. Разумеется, перед отправкой посылки компания пришлет е-мейл, в котором подчеркнет, что в комплекте поставки будет микро-симкарта (порядок же!) Какая же карта придет с телефоном? Разумеется, обычная. Нет, я все понимаю: упаковывают разные люди, получающие немного денег, и не факт, что они делают это вообще на территории Германии. Но мне, как клиенту, от этого не становится лучше.

Последний гвоздь в мою веру в немецкий порядок был забит в январе 2009 года. Именно тогда я переехал из Франкфурта в Берлин. Разумеется, заранее я проинформировал свою телефонную компанию о том, что буду переезжать, и попросил расторгнуть со мной контракт. Компания оживилась и немедленно предложила мне контракт не расторгать, а перенести на новый адрес, – и даже предложила не только скидку примерно в двадцать евро, но и в четыре раза более быстрый интернет.

Надо ли говорить, что после приезда в Берлин выяснилось, что быстрый интернет по моему адресу технически невозможен, а моя заявка на перенос линии потеряна? Я раз за разом восстанавливал заявку, но она мистическим образом исчезала из системы (при этом невозможно было списать проблему на мою неграмотность – заявку я восстанавливал по платной телефонной линии, общаясь с оператором компании). В итоге, я просуществовал без интернета и телефона более 50 дней, потратил несколько сотен евро на мобильные разговоры и мобильный же интернет. В конце концов, я окончательно взбесился и позвонил напрямую в пресс-службу компании, и вот тогда выяснилось, что все это время компания пыталась перевести мое подключение с моего старого франкфуртского адреса на мой же старый франкфуртский адрес. «Кто-то сильно облажался», – задумчиво пробормотала телефонная сотрудница, когда увидела эту ошибку. Ха! Я прекрасно знаю, кто это был. Это был немецкий порядок.

Если вы думаете, что такие провалы – это исключительно карма живущих в Германии российских корреспондентов, то вы заблуждаетесь. Целые немецкие регионы регулярно становятся жертвами немецкого порядка в исполнении крупнейших немецких компаний.

Вот возьмем немецкую столицу, трехмиллионный Берлин. 3-го июня здесь должно было произойти торжественное событие, которого ждали три года. Два старых аэропорта города, Тегель и Шенефельд, должны были закрыться навсегда (третий старый аэропорт, Темпельхоф, был закрыт еще в 2008 году) – а открыться должен был новый хаб, аэропорт имени Вилли Брандта, в который вложили три миллиарда евро. Гигантский аэропорт площадью в 2 000 футбольных полей, рассчитанный на 29 (первая очередь) и 47 (вторая) миллионов пассажиров в год. Авиационный центр, который должен был превратить Берлин в третьи по важности воздушные ворота Германии и дать, наконец, берлинцам возможность летать по всему миру без пересадок. Короче, суперважный проект, под патронажем правительств двух федеральных земель (Берлин и Бранденбург), объект восхищения граждан и зависти конкурентов.

За четыре недели до открытия руководство аэропорта торжественно пригласило на стройку восемьдесят иностранных собкоров, чтобы еще раз показать всю готовность аэропорта и заверить, что «мы откроемся гарантированно в срок, у нас нет никакой спешки, мы даже в три смены не работаем» (да-да, именно так говорил, глядя мне в глаза, пресс-секретарь аэропорта). Да и как не открыться? Крупнейшие авиакомпании Германии, Lufthansa и AirBerlin, переделали свои полетные планы под новый аэропорт. Запустили новые рейсы. Продали кучу билетов. Перекроили планы стыковок. Закупили новые самолеты под увеличенный пассажиропоток. Обклеили весь Берлин рекламой новых рейсов. Короче, все готово к открытию и триумфу.

И вот через три дня, через три смешных дня после заявлений об абсолютной готовности аэропорт признается, что в нем не готова система пожаротушения. И поэтому открытие откладывается. До августа. Кто купил билеты – сам виноват, а вдвойне виноват тот, кто поверил аэропорту и продал билеты, закупив самолеты, которым теперь неоткуда взлетать.

Когда я это услышал, я просто запрыгал на месте от радости. Потому что три дня назад я ходил по раздолбанной стройке аэропорта, видел состояние строительства в стадии «руина» (при этом стадия строительства мало чем отличалась от состояния на осень 2011 года, когда я там был последний раз!) и никак не мог поверить, что аэропорт откроется через четыре недели. Даже если бы немцы пригнали на стройку всех московских таджиков – все равно не открылся бы. Там проводка не проложена была, не то что последний лак наложен. Там экскаваторы по территории ездят. Там… да что там говорить. Руина.

Более того – когда после объявления о провале открытия в срок речь зашла о том, что аэропорт-де сам готов, а только пожарные не дают разрешения на открытие, у меня снова возникли нехорошие мысли. Мол, что-то тут не так. Ну, не только в пожарных дело. И как в воду глядел – 17-го мая аэропорт заявляет, что откроется… в марте 2013 года. Спрашивается, о чем думали люди, когда до последнего врали про открытие в июне-2012? О чем они думали, когда смотрели, как их клиенты-авиакомпании переделывают план полетов? О чем думали, обклеивая город рекламой нового аэропорта (которая стоила им денег, кстати!) Полагаю, о том же немецком порядке.

Кстати, сами немцы отлично понимают, какова цена легенде о порядке. Берлинские городские электрички уже три года борются с техническими проблемами – много лет оператор электричек не вкладывал деньги в ремонт, и вагоны (сюрприз!) начали сыпаться. В итоге уже три года электричек то хватает, то не хватает (обычно не хватает), заявленные в расписании поезда не ходят, берлинцы торчат на платформах. Что, замечу, особенно радует берлинцев зимой, когда из-за морозов вылетает еще больше электричек. По немецкому интернету ходит пародийная реклама: «Берлин. Мы можем все. Кроме аэропорта. И кроме электричек». И еще – кроме победы городской футбольной команды в чемпионате бундеслиги, замечу я. Впрочем, это уже к порядку отношения не имеет.

Неудивительно, что, живя в Германии, начинаешь спокойнее относиться и к срывам поставок товара, и к перебоям в ответах на е-мейлы, и к не пришедшим вовремя автобусам. Зато радары, выписывающие автоматические штрафы за превышение скорости, работают идеально. Этого у немцев не отнимешь.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?