На следующий день после падения метеорита в Челябинске немецкие газеты вышли с первыми полосами, где были размещены кадры из съемок челябинских автомобильных видеорегистраторов. Метеорит, снятый анфас, снятый в профиль и в три четверти: любого разрешения и на любой стадии падения.
Вообще-то видеозаписи падения метеорита в Челябинске – это уникальные астрофизические документы. Никогда в мире падение такого болида не было заснято во всех ракурсах на десятки видеокамер, снимающих в формате HD. Для сравнения – когда всего спустя день после падения в Челябинске какой-то метеорит упал где-то на Кубе, его никто не заснял, потому что у кубинцев в их потасканных каддиллаках 1950-го года выпуска не установлены видеорегистраторы.
И в Германии, кстати, если бы упал метеорит – никто бы его не заснял, потому что тут тоже не принято ставить в машине видеорегистратор, чтобы потом в суде отбиваться от коррумпированных полицейских и близким к полицейским бандитов. Так российская коррупция и вечные аварии на дорогах в первый раз сослужили человечеству пользу и оставили для истории уникальное событие, происходящее раз в сто лет.
Разумеется, масса немцев бросилась в youtube просматривать редчайшие кадры – но тут-то их ожидал еще один сюрприз. Уже через несколько часов после опубликования в интернете видеороликов заботливая компания youtube заблокировала показ целого ряда на территории Германии. Причина запрета показа проста: во время съемки в машинах многих челябинцев звучало радио, и по радио передавали музыку – она и записалась фоном на видео. Однако права на опубликование музыки на youtube у авторов роликов не было – и поэтому, чтобы не ссориться с могущественной компанией GEMA, контролирующей соблюдение авторских прав в Германии, youtube заблокировал распространение роликов.
Собственно, проблемы с блокированием видео по причине присутствия в нем музыки, соблюдением прав на которую занимается GEMA, – это бич немецкого интернета. Дело доходит порой до смешного – например, регулярно блокируется рекламный ролик последней операционной системы Windows, в котором играет специально написанная под рекламу песня австралийской певицы Lenka – «Everything at once». Сама GEMA регулярно и нарочито громко возмущается тем, что youtube, мол, компрометирует ее доброе имя, блокируя от ее имени ролики, блокировки которых она-де не требовала. Якобы, таким образом youtube в стиле Маккиавелли хочет добиться доведения борьбы за авторские права в интернете до абсурда.
Однако простой опыт говорит немецкому пользователю – борцы за авторские права доходят иногда в своем рвении в Германии до невероятных крайностей. Регулярно в стране проходят скандалы вокруг того, что очередная адвокатская компания специализировалась в своей работе исключительно на том, что отслеживала по интернету граждан, скачавших одну-две песни с открытых сайтов (т.е. не распространявших ничего через торренты, а просто кликнувших на «скачать») – и выставляла им счета в несколько тысяч евро за «ущерб», а также заставляла подписывать заявления о том, что граждане никогда больше не будут ничего скачивать, а в случае скачивания должны будут заплатить компенсации в десятки тысяч евро.
Вся такая практика, разумеется, лежит за гранью права, и может работать только в ситуации запугивания добропорядочных граждан. Какому запугиванию служат, например, видеоролики, вставляемые на многие немецкие DVD с фильмами: мать с бледным лицом и маленькая девочка идут к стене тюрьмы и поют песню папе: «с днем рождения!», после чего идут домой. «Мама, когда папа вернется домой?» - спрашивает девочка. «Когда мы споем еще четыре раза», - говорит мать дрожащим голосом. «Пиратство – это воровство!» - резюмирует ролик.
Самое мерзкое в этой ситуации – то, что компании, формально борющиеся за авторские права, бьют по самым незащищенным (и часто совершенно невиновным) гражданам – лишь потому, что до них проще дотянуться. Например, любой немец, оставивший незапароленной свою беспроводную сеть – является по немецкому закону уголовным преступником в том случае, если через его сеть кто-то осуществил скачивание пиратской продукции. Точно так же виновным оказывается владелец гостиницы, интернет-кафе или просто кафе с точкой доступа.
Вы думаете, почему в Германии почти нигде нет бесплатного интернета – а там, где он есть, клиенту гостиницы все равно выдается именной пароль, привязанный к его номеру комнаты? Именно потому, что гостиницы и рестораны не хотят платить многотысячные штрафы поборникам защиты авторских прав. Самые умные – как, например, кафе St. Oberholz, которое первым в Берлине предложило посетителям бесплатный интернет и стало образцом берлинских коворкинг-кафе – туннелируют траффик (это в Германии не запрещено) и спасаются от исков таким образом. Но обходить сети защитников прав приходится так или иначе всем.
А значит, метеорит пролетел мимо немецкого зрителя.
Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!
Я понимаю что статье про другое, а именно про политику в сфере авторских прав в Германии и суть высказывания в этом, но все-таки почему бы просто не отключить звук в роликах о метеорите, просто вырезать его?