Академическая карьера в Англии

Получить докторскую степень в Англии и остаться там преподавать? Посвятить себя исследованиям в области социологии и стать экзаменатором в одном из крупнейших университетов страны? Посещать с выступлениями конференции в Оксфорде, Ванкувере, Сиднее? Такие перспективы открылись Анне Печуриной, выпускнице Московской Высшей Школы Социально-Экономических Наук. Получив магистерскую степень и поработав около года в области маркетинговых исследований в России, в 2006 году она начала обучение по программе “PhD in Sociology” в Университете Манчестера.

Хотя PhD подразумевает реализацию собственного независимого исследовательского проекта, Анна выбрала так называемую taught degree: в первый год обучения она посещала несколько социологических модулей - по методологии и теории, связанных с тематикой ее исследования. Диссертация Анны посвящена изучению воссоздания «чувства дома» русскими мигрантами, живущими в Англии. Ей были интересны детали интерьера, ежедневные рутинные практики, часть повседневности русских мигрантов, что они делают, чтобы чувствовать себя в Англии так же уютно, как и дома в России. В 2010 году Анна начала полноценно работать лектором на факультете социологии (School of Social Sciences & Law) в Университете Тиссайда (The University of Teesside) на севере Англии, где она преподает несколько социологических модулей: Social Research Methods, Migration Development and the Politics of Globalisation и Qualitative Methods for Msc. И кроме того, Анна стала внешним экзаменатором в Университете Манчестера на программе "MA in Sociology", активно участвует во внутренних дискуссиях университета по поводу улучшения системы оценок и дает свои рекомендации по улучшению качества преподавания.

Наташа Фукс
Наташа Фукс

Выпускница Университета Манчестера (Cultural Management), специалист по управлению культурными проектами и связям с общественностью, журналист. Занималась в Москве развитием Медиа Форума— специальной программы Московского международного кинофестиваля. Сейчас живет в столице Австрии - Вене, где продолжает изучать историю медиа искусства и гендерную историю, работать в сфере культуры и образования.

 

Как складывалась твоя судьба в России? Ты получила высшее образование в Москве, почему не осталась работать или продолжать получать образование там же?

Первое образование я получила в Новосибирске, но этого было недостаточно, чтобы чувствовать себя профессионалом в выбранной специализации – cultural studies and visual research. Эта дисциплина практически полностью заимствована из западной социологии, и я чувствовала потребность поучиться в школе, предоставляющей необходимые для подобных исследований ресурсы. Я выбрала три – Европейский университет в Будапеште, Европейский университет в Петербурге и Московскую Высшую Школу Социально-Экономических Наук. В итоге поступила и получила стипендию в Москве, учиться там мне понравилось, и я определилась с дальнейшими целями – академическая карьера. Почему за границей? Я не думаю, что вопрос качества образования был для меня основным. Британское образование лучше не в плане качества, а в отношении новых горизонтов: работа, написанная на английском языке доступна гораздо более широкой аудитории, и открывает возможности для более качественного междисциплинарного и межкультурного диалога. Расширяются возможные темы исследований, приобретается уникальный личный опыт, позволяющий интепретировать и исследовать многие вопросы, процессы под новым углом. Особенно в области исследований культуры, медиа и идентичностей, с чем я сейчас работаю.

Твои воспоминания об учебе в Манчестерском Университете: сложно ли было поступить, а потом учиться? И насколько твои ожидания соответствовали действительности?

PhD не требует вступительного экзамена, кроме английского языка. И основная задача при поступлении – заинтересовать своим проектом потенциального супевайзера и фонды, предоставляющие стипендии. При четко сформулированной теме исследования – получить одобрение супервайзера не проблема, а вот взаимоотношения с фондами – довольно сложный вопрос, особенно для русскоязычных студентов. Однако мне удалось получить стипендию как от факультета в Университете Манчестера, так и от одного внешнего фонда. Университет мне очень понравился, и я довольна своим выбором. Было трудно поначалу – и сидения в библиотеке до 5 утра, и отказы супервайзеров читать мои работы из-за качества английского, и творческие кризисы... Но, как любое преодоленное препятствие, все эти моменты только заряжали новой энергией и давали силы идти вперед. Я бы сказала, что мои ожидания от Университета в значительной степени оправдались, и по прошествии четырех лет я, конечно же, стала ощущать себя полноправным членом факультета, и с удовольствием бываю в Университете.

 

Возраст, в котором ты получила докторскую степень, довольно юный. Большинство европейцев получают степень PhD гораздо позже, удивляет ли это твоих коллег по Университету или работодателей?

В Англии высшее образование было очень популяризированно в последние годы, оно стало массовым и легко доступным. Вследствие этого многие выпускники продолжали обучение в магистратуре, а потом и PhD. Так что на моем факультете было заметное число сверстников. Другое дело, что как правило процесс написания диссертации растягивается на 4–5 лет, я же закончила за 3,5 года, что не совсем типично, хотя тоже встречается. Еще до получения диплома я вступила в должность лектора, хотя очень часто процесс поиска работы занимает год и более, – мне в этом смысле повезло.

Как обстоят дела с трудоустройством в Англии? Где ты можешь работать по своей специальности? 

Помимо университета, я могу работать в исследовательских организациях или маркетинговых агентствах. Однако мои личные интересы связаны со сферой культуры и искусства. Я думаю, что степень в области социальных наук дает широкий выбор, однако степень PhD его также и сужает, так как, по сути, она нужна только для академической карьеры, и в бизнесе не так важна.

Ты упомянула, что сделала свой выбор в сторону академической карьеры осознанно и довольно рано. Чем она, на твой взгляд, отличается от бизнес-карьеры? 

Академическая карьера развивается немного медленнее, и нет четкого разделения между работой и не работой. По сути я живу этим: всегда думаю, ловлю идеи – для статьи, для лекции, для презентации или нового исследования. Кроме того, в моей жизни присутствует значительный «непрактичный» элемент, включающий чтение теоретических, абстрактных текстов философской направленности, – это необходимая «тренировка» ума. И если сравнить это, например, с маркетингом, то задача специалиста по маркетингу – ответить на конкретный вопрос клиента. В науке же всегда есть задача понять, почему этот вопрос возник и какие могут возникнуть последствия, если на него ответить, то есть требуется больше рефлексии. Иногда одно исследование занимает три-четыре года, а то и больше. Это совершенно другой ритм работы.

 

Ты преподавала в двух Университетах в Англии, жила в двух городах: чем твоя нынешняя жизнь и работа в Йорке отличается от Манчестера?

В Манчестере я не только преподавала, но в первую очередь училась, и это во многом определило стиль жизни в первые годы. Манчестер – это весьма живой город, где третья часть населения – студенты, там шумно и пестро. Йорк – тихий и спокойный город с более традиционным укладом жизни. Очень интересно пожить в обоих и сравнить разные стороны английской культуры. Другими важными городами для меня являются Лондон и Оксфорд – это неотъемлемая часть моей жизни. И если в Лондоне я провожу большую часть свободного от университета времени, то в Оксфорде меня манит потрясающая атмосфера, интересные друзья и сходство увлечений.

Расскажи о своих студентах, какими интересами они живут, как ты находишь с ними общий язык?

В Манчестере мои студенты были очень молодыми, для многих это был первый опыт жизни вне родительского дома. В Йорке среди моих студентов очень много уже работающих, пребывающих в зрелом возрасте, и в чем-то это новый опыт. Находить общий язык со студентами – сложная задача, надо найти баланс между своим преподавательским стилем, особенностями характера и степенью открытости. Я стараюсь быть доступной и открытой, ориентируюсь на студентов во время лекций – даю им возможность высказаться. И конечно, если предмет нравится студентам, то их гораздо проще заинтересовать.

 

Много ли у тебя русских друзей в Англии? Каков твой круг общения?

У меня широкий круг знакомых: среди них и русские, и англичане, и другие европейцы. Русские друзья живут в основном в Лондоне и Оксфорде. И это еще одна особенность Англии, с которой мне было бы трудно расстаться, – возможность общения с людьми самых разных культур. 

Есть ли что-то такое, что тебя сейчас очень удивляет по приезду в Россию? Или до сих пор удивляет в Англии?

Думаю, в Англии меня уже вряд ли чем-то удивишь. У меня очень мобильный образ жизни, я часто езжу в разные города и страны как по работе, так и ввиду личного интереса, была возможность ознакомиться с культурой детально. В России была в последний раз в 2010 году, и в целом у меня очень хорошие воспоминания. Я очень надеюсь приехать снова в гости и удивиться чему-нибудь – особенно меня привлекают последние политические события, я внимательно слежу за ситуацией, но, конечно, хотелось бы увидеть своими глазами и почувствовать, что происходит на самом деле. 

Фото: Alexandre Duret-Lutz, Anna Pechurina, Elena Alhimovich (www.alhimovich.com)


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?