Катя Крупенникова окончила Московский институт стали и сплавов по специальности «Информационные системы в экономике» в 2004 году, но в 2008 начала свою карьеру в области культуры. Работая менеджером проектов в компании Shell, Катя параллельно получала второе высшее образование на факультете «История искусства» в РГГУ, и раз в неделю проводила время в медиатеке ГЦСИ, где вырезала критические статьи из газет. Благодаря знакомству с искусствоведом Дарьей Пыркиной, Кате удалось попробовать себя в качестве начинающего куратора и стать участником первой биеннале «Стой! Кто идет?!». После биеннале Катя начала работать в «Восточной галерее» координатором проектов и, параллельно основной работе, организовала серию из 8 независимых проектов, ориентированных на развитие молодого искусства, в контейнере для перевозки грузов на Арт-Стрелке (CNTNR#) - совместно с Мейком, известным своими инициативами в области городского активизма. В 2009 году в составе небольшой, но активной группы энтузиастов, запускала в Москве и создавала онлайн-журнал Le Cool, а после этого работала PR-менеджером в BAIBAKOV art projects. В 2010 году в рамках второй биеннале «Стой! Кто идет?!» Катя открыла свою вторую выставку. А затем случай привел ее в арт-резиденцию в Швеции, где Катя поняла, что важно развиваться не только вертикально, в России, но и горизонтально, на международном уровне. Сразу после поездки в Швецию она защитила диплом в РГГУ и подала заявку в голландский кураторский центр De Appel, основанный в 1975 году и зарекомендовавший себя в качестве одной из лидирующих образовательных платформ в сфере современного искусства.
– Катя, пока ты продолжаешь учиться, но уже относишь себя к определенной профессии – независимый куратор. Как ты думаешь, может ли измениться твое профессиональное самоопределение после окончания учебы в Нидерландах?
– Программа, на которой я учусь, предполагает наличие профессионального опыта. Это значит, что, в отличие от студентов MA, я и мои коллеги по программе уже имели тот или иной кураторский опыт до поступления. Статус независимого куратора лишь определяет, что я не работаю на определенную институцию. Я начала в полной мере относить себя к этой профессии уже в тот момент, когда узнала, что прошла конкурс. Поскольку De Appel Curatorial Programme – всемирно известная профессиональная школа кураторов, и один только факт поступления сюда значит для меня очень много. Моему профессиональному самоопределению в качестве куратора недавно исполнился ровно год, и в ближайшем будущем я надеюсь его дополнять и развивать.
– Какой практический опыт ты получаешь во время учебы?
– Программа De Appel – в большей степени практика, чем теория. Группа состоит из 6 человек, происходящих из абсолютно различных контекстов (например, моя группа – Сингапур, Македония, Англия, Нидерланды, Италия и Россия). Программа рассчитана лишь на 8 месяцев. В конце курса группа должна со-курировать выставку. Мы открыли свою финальную выставку недавно, 13-го апреля (www.threeartistswalkintoabar.com). Практический опыт – это работа над проектом, которая начинается с исследования социального и политического контекста, в котором предстоит действовать, формирования идеи, представление ее на различных уровнях, а также обоснование ее актуальности. Дальше идет самый сложный и важный процесс: описание проекта для заявки на финансирование. В большинстве стран Западной Европы культура поддерживается государством (хотя сейчас ситуация меняется не в лучшую сторону). Именно поэтому важно знать, как писать подобные заявки, чтобы получить деньги на проекты. Третьим этапом программы является кураторская деятельность как таковая: построение взаимоотношений с художниками, производство, логистика и так далее. Кроме этого, мы также занимаемся PR и маркетингом, бюджетированием, организационными и административными вопросами, проводим публичную программу – теоретическое обрамление выставки. Более того, в рамках программы нам иногда выдается возможность прочитать лекцию в университете, написать рецензию на выставку или другое событие в культурной жизни Голландии или вести дискуссионный клуб.
– Чем De Appel отличается от других учебных заведений подобного профиля в Амстердаме? Почему ты выбрала именно его, а не Королевскую академию искусств в Гааге, например, и как ты туда поступила?
– Продолжать академическое обучение я не планировала, поэтому классические университеты я не рассматривала. Меня интересовала именно практика и повышение квалификации, приобретение опыта. В мире всего три подобных программы для подготовки кураторов: De Appel Сuratorial Proramme (Амстердам, Нидерланды), L'Ecole du Magasin (Гренобль, Франция), где, к сожалению, обучение ведется только на французском языке, и Whitney Curatorial Program (Нью Йорк, США). Прием заявок для поступления в De Appel проводится ежегодно в ноябре/декабре. Заявка должна содержать идею кураторского проекта, резюме и два рекомендательных письма. В свою очередь, идея должна быть продумана до мелочей: описание проекта, список художников, иллюстрации, бюджет. В феврале происходит отбор в шорт-лист. Комиссия выбирает 12 кандидатов, которых приглашает на личное интервью, в результате остается 6 человек – новая группа De Appel. В моем случае выбор учебного заведения произошел сам собой: у меня была идея проекта, время на ее развитие и описание. В момент, когда все было готово, прием заявок в De Appel был как раз открыт.
– Расскажи о своем любимом преподавателе и предмете.
– У нас действительно есть преподаватели, но предметов, как таковых, нет. Занятия проходят в форме дискуссий, иногда мы выполняем домашние задания и обсуждаем результаты на занятиях. Все, что мы делаем в рамках курса, так или иначе связано с практикой – с нашей финальной выставкой – и помогает нам в ее создании. Для меня наиболее полезными и информативными были занятия с Чарльзом Эше/ Charles Esche(директор музея Ван Аббе, Эйнховен), Яном Фервортом/Jan Verwoert (арт-критик, Берлин), Терезой Гледове/ Teresa Gleadowe (куратор, Лондон) и Флорисом Алгемаде (архитектор, Нидерланды).
– Опиши своих сокурсников. Насколько перспективны и приятны контакты с ними?
– Вместе со мной курс в De Appel проходят 5 человек: Чини Лим (Сингапур), Алек Стэдман (Лондон), Антония Алампи (Рим), Саннэ Ортайзэн (Амстердам), Ивана Васева (Скопье, Македония). Все мы очень разные – в этом идея программы. Мы проводим вместе более 12 часов каждый день, без выходных, вместе путешествуем в течение трех недель в начале курса. Спустя 8 месяцев мы стали друг для друга семьей.
С профессиональной точки зрения, во время курса между нами происходит интенсивный обмен знаниями и опытом, что помогает взглянуть на обсуждаемые вопросы одновременно через несколько призм. В результате нашего знакомства мы создали кураторский коллектив The Black Swan – платформу для сотрудничества в будущем. Надеюсь, мы еще не раз поработаем вместе.
– Чем тебе нравится и чем не нравится Амстердам? Планируешь ли ты остаться в Голландии?
– Честно говоря, Голландия меня никогда не привлекала как страна, в которой я хотела бы жить и не привлекает до сих пор. В этом плане ничего не изменилось. Вопрос о том, где я буду жить, пока для меня открыт. Также я не могу сказать, что знаю Амстердам хорошо. Интенсивность учебной программы не оставляет практически ни одного свободного часа в течение 8 месяцев. Только сейчас, когда финальный проект уже открыт, я начинаю узнавать город. С точки зрения урбанистического планирования Амстердам мне скорее не нравится, чем нравится, – узкие улицы, недостаток неба, ощущение искусственности во всем. Но есть вещи, конечно, которые приятно удивляют, например, высокая заинтересованность населения культурой.
– Какой тебе видится культурная жизнь в Москве сейчас, со стороны?
– Я читаю и пишу для aroundart.ru, интересуюсь тем, что происходит в России. Должна сказать, что при взгляде на Россию с западно-европейской перспективы очень остро ощущается проблема частного или корпоративного финансирования большинства культурных событий. Вторая важная проблема: отсутствие в России соответствующего образования для деятелей культуры. Ведь, помимо ИПСИ, никто в России не обучает профессионалов в области современного искусства так, чтобы они смогли на равных вступить в диалог с международными коллегами. Однако, меня вдохновляют изменения, которые сейчас происходят в арт-сообществе, новости об открытии новых культурных инициатив. Я вижу огромный потенциал в будущем российской культурной жизни.