Share
0

От искусственного образования к образовательному искусству

В последние годы стали очень популярными дискуссии по поводу качества художественного образования, стали появляться многочисленные предложения относительно его трансформации, в частности в ответ на запросы арт-рынка. Достаточно наблюдать рост значения куратора в современном искусстве. Студент все больше воспринимается как потребитель образовательных услуг и может регулировать своим спросом предложение. Подобная тендеция – явление глобальное, и это стало очевидным благодаря многочисленным студенческим протестам в Европе.  

Дин Кеннинг пишет о том, что все проблемы современного арт-образования не в методиках, которые применяются по отношению к будущим художникам и кураторам, а в том, с кем в качестве преподавателей общаются студенты, и как подобные ограничения влияют на их развитие. Кроме того, арт-образование в какой-то мере перестало быть демократичным в большинстве стран, в том числе и по той причине, что только лишь небольшое количество выпускников впоследствии может окупить затраты на свое обучение. Современная культура, современное искусство создается исключительно представителями среднего и высшего классов, и это может быть губительным для будущего. Подобная однородность студенчества и отсутствие коммуникации между разными социальными слоями во время обучения концептуально исключают художественное образование из глобального социального процесса.

Наташа Фукс
Наташа Фукс

Выпускница Университета Манчестера (Cultural Management), специалист по управлению культурными проектами и связям с общественностью, журналист. Занималась в Москве развитием Медиа Форума— специальной программы Московского международного кинофестиваля. Сейчас живет в столице Австрии - Вене, где продолжает изучать историю медиа искусства и гендерную историю, работать в сфере культуры и образования.

Другой критик современной системы художественного образования, Джон Бигль говорит о том, что никакие педагогические инновации не приведут к успеху, если не прилагаются усилия для обеспечения доступа к ним широкому кругу студентов: «Борьба с дистанцированием и трансформация арт-образования – это две стороны одной монеты». Демократический идеал образовательной системы – это территория свободного мышления, в том числе свободного в отношении возможности находиться на этой территории, и революция в искусстве и культуре произойдет в тот момент, когда арт-образование начнет соответствовать принципам открытости и отсутствия границ. 

Русский художник, критик и куратор Антон Видокль, основатель проекта e-flux, входящий в первую пятерку наиболее влиятельных персон в современном искусстве по итогам ArtReview 2011, отметил, что те молодые художники, которые найдут способ адаптировать образовательные учреждения под свои потребности, смогут наслаждаться впоследствии не пассивной аудиторией, но активной публикой. И воссоздать, таким образом, социально-преобразующую функцию искусства, которой вдохновлялись когда-то Курбе и Мане. Свой собственный образовательный проект Видокль назвал Night School: сначала он существовал в Берлине, потом в Нью-Йорке. Серии лекций в этой школе читали Борис Гройс, Марта Рослер, Лайам Гиллик и другие не менее известные личности. Заявки на поступление на курс подали тысячи людей, но была отобрана только сотня художников, музыкантов, дизайнеров и прочих представителей креативного класса. И в этот момент возникает вопрос, насколько это соотносится с политикой уничтожения границ и привлечения как можно большего числа заинтересованных к образовательному процессу? Ведь селекция создает тот самый нормативный предел. И у тех, кто планирует стать художником или куратором, пока так и нет возможности избежать проверки на соответствие принципу отбора того или иного учебного заведения, что было бы знаком подлинной демократичности образования.

Философ и теоретик Джон Кьюссанс назвал «протестную педагогику» одним из способов удержать современное искусство в статусе критической практики. В свое время он был вовлечен в деятельность британского протестного движения Arts against Cuts, которое возникло в конце 2010 года и состояло из студентов, лекторов, художников, писателей и других активистов. Акции протеста, организованные Arts against Cuts, состоялись в Tate Britain во время церемонии Turner Prize, в Национальной Галерее в Лондоне в тот вечер, когда парламент обсуждал поправки к вопросу о платном образовании, в Британском музее, на аукционе Sotheby`s и в галерее Whitechapel во время презентации Government Art Collection. По словам свидетелей этих событий, участников протестов объединяло понимание того, что коллективные требования в настоящей ситуации стоят намного больше рыночных принципов, и публичные галереи и музеи – это не коллекции бесценных сокровищ, а демократические социальные пространства. 

Художественное образование, и творческие ресурсы должны быть доступны каждому, подчеркивает Дин Кеннинг. И в борьбе за это такие формы сотрудничества как участие, кооперация и содействие, как правило, не работают. Kонсенсус имеет значение в том случае, если это принятая тактика противостояния общему внешнему врагу. А если враг внутри? В этом случае каждому участнику процесса стоит задуматься о препятствиях, возникающих на пути к свободе и демократии. Такое сопротивление – каждого в отдельности – порождает настоящую солидарность. И в отношении современного арт-образования – эта солидарность в том, чтобы научиться говорить «нет».

По материалам Metamute.org

Фото: Pete Carr, Straightline.com, AP

Читайте также
Комментарии (0)
Где это?
Новости партнеров
Загрузка...
Как попасть в Лондон без визы?
Как попасть в Лондон без визы?