Share
1

Все сложно

Современные парфюмеры выпускают один бессмысленный парфюм за другим, продавая все это торжество химической промышленности жертвам рекламы. Духи вдруг упали до уровня спонтанной покупки у кассы – ой, дайте-ка мне вот это, которое чизкейк и капучино.

Все что угодно пахнет либо продуктами, либо таким однородным фруктово-цветочным облаком, которое образуется в зоне дьюти-фри.

Духи больше не часть образа, а всего лишь звено между дезодорантом и бальзамом для одежды. Великий критик Лука Турин называет это функциональным запахом. Спасибо Estee Lauder с ее Pleasures – это она ввела моду на все такое легкое, свежее, ненавязчивое.

Арина Холина
Арина Холина

Писательница, автор журналов Сноб, Лента.ру, ELLE, Euromag. Ведет собственный проект sexandstyle.ru для женщин, которые считают себя яркими и сексуальными.

Поэтому я больше не использую современные парфюмы. Они ни о чем. В них нет ни настроения, ни сообщения, ни стиля.

Только ретро.

 

 

Стоит вдохнуть Shalimar или Chanel Cuir de Russie, как начинает играть воображение.

Это сложносочиненные, драматически насыщенные ароматы. Они удивляют. А вовсе не грубые и назойливые парфюмы, которые как свалят тебя с ног каким-нибудь цитрусом в начале, так ты от него и не избавишься до упора.

Многие опасаются, что ретро – запахи тяжелые, «дамские» и «возрастные», но это все предрассудки, возбужденные рекламой фруктовых компотов, которые сейчас называются парфюмами.

Нет возрастных, летних или зимних, утренних или вечерних ароматов. Если запах «свой», если духи дружат с кожей, с физиологией, то аромат видится естественным, садится близко к телу и лишь немного шлейфит, не раздражая окружение.

 

К счастью, парфюмерные дома с историей, вроде Сhanel, Guerlain, Caron, возобновили производство старых духов. Можно, конечно, достать и оригиналы, винтаж, но тут нет гарантии, что аромат не битый.

С одной стороны, преданные фанаты не сомневаются, что современные требования к компонентам убивают «тот самый» запах. Иногда они не ошибаются. Например, дом Dior облажался и с Dioressence (1979), и с Diorella (1972). Это мрак. Очень-очень плохо. Хуже разве что Lancome с Magie Noire(1978), Poeme (1995) и Tresor (1990). Мерзость. Даже не подобие, а издевка.

Но вы послушайте, как звучит характеристика той настоящей Diorella: «Она была задумана как женский запах и самое существо богемного шика, со странной нотой перезрелой дыни, которая ощущается элегантной и декадентской». И все так и было. И суть, и богемность, и притягательный тлен. Порочное упоение.

Так что на самом деле ретрозапахов не так уж много, зато они лучшие. Потому что даже самые претенциозные современные духи, которые стоят в пять раз больше обычных, все равно лишь перепевка классики.

Лидеры, конечно, Сhanel и Guerlain. Им тоже пришлось ужаться, но парфюмы почти сохранили лицо. Разве что кое-где проблемы со стойкостью. Но это очень личное. Надо пробовать.

Chanel, кроме классики (№ 5, № 19, Coco), переиздала коллекцию Эрнеста Бо, гениального парфюмера: Cuir de Russie, 1924 [кожа, иланг, ветивер, гвоздика, жасмин и т.д.; очень чувственный, напоминающий «Красную Москву» запах с оттенком мужского клуба. «Этот великолепный запах все еще пахнет так, как он и должен: для меня это запах внутри «бентли» 1954 года, принадлежавшего моему отчиму, я часто сидел на его заднем сиденье в одиночестве и играл с раскладными столиками из красного дерева» (Лука Турин)], Bois des Iles, 1926 (альдегиды, ирис, смола, мускус и другое; мягкий древесный аромат с теплой цветочной композицией, пахнет октябрем на Французской Ривьере); вроде бы мужской (хотя сейчас это уже неактуально) Chanel Pour Monsieur, 1955 (роскошный фужерный аромат; пахнет теплым лесом после дождя). Последний, впрочем, надо покупать только в концентрации EDT, так как версия EDTC (концентрат) – современная и отвратительная. А главное – совершенно другая.

И не забывайте, что Chanel № 5 можно покупать только в версии EDT и духи, так как EDP самым безобразным образом осовременил «нос» Жака Польжа. Человечество, конечно, благодарно ему за Chance и Coco, но все же не надо богохульствовать!

Guerlain – лучший парфюмерный дом на планете. Даже несмотря на мою одержимость Сhanel. То, что они вытворяют с запахами, какое создают настроение, как тонко играют чувствами, – это магия.

Shalimar, 1925, – бесподобная классика. Современная версия потише оригинала, но она богатая, насыщенная и очень долго играет. Даже база спустя несколько часов переливается нотами мускуса, ванили и ладана.

Шедевр Guerlain – Jicky, 1889. Он открывается взрывом розмарина, лаванды и бергамота, но вскоре приглушается теплым букетом ванили и жасмина, а в базе деликатно звучат кожа и сандал. Когда пахнешь Jicky, с негодованием вспоминаешь рекламы современных модных домов, которые безбожно врут обо всех этих средних, верхних и базовых нотах, которые на самом деле как начинают вербеной, так на этом все и останавливается. Настоящие духи действительно раскрываются и меняются, как и положено.

Шипрово-фруктовый Mitsouko (1919) великолепен, это must have [«Каждый раз, когда меня просят назвать мой любимый запах, или вообще лучший запах, когда-либо созданный, или запах, который я взял бы с собой, если бы улетел на Марс из-за налогов, я всегда отвечаю: «Мицуко» (Лука Турин)], но не менее прекрасны и Chamade (1969) – это Восток и цветы, грандиозная композиция смолы и нарцисса, по слухам, на создание этих духов парфюмера вдохновил одноименный фильм с Катрин Денев в главной роли, и L'Heure Bleue(1912) – немного меланхоличный, иллюстрирующий свое название «Сумерки», с тонким ароматом южного сада. А любители розы восхитятся Nahema – очень-очень сложная роза (как в бензине), лучшая в мире.

Caron– легендарный дом, который через слово склоняют русские классики от Набокова до Булгакова. Caron вообще часто цитируют. Про Nuit de Noel (1922, «Рождественская ночь») пел Вертинский. Narcisse Noir, созданные в 1911-м, прославила героиня «Бульвара Сансет» (только не покупайте туалетную воду).

Это потрясающие, насыщенные запахи, но лишь до 1939 года, пока основатель дома Эрнест Далтрофф не эмигрировал в Америку, где и умер. Все, что создано после его смерти, не представляет особенного интереса. Только не пройдите мимо Alpona от Caron(1939) – эти духи открываются цитрусовыми, но не привычной чистотой освежителя воздуха, а цукатами или даже мармеладом. Но это не сладкий запах – сразу за цукатами вступают мох с шипром, а в заключение приходит древесная нота. Этот парфюм сохранил оригинальный драматизм Caron, которым душилась Маргарита перед тем, как вылететь в окно и закричать: «Я свободна!»

Чуть более современные духи, которые в свое время стали сенсацией, не менее интригующие. Poisonот Dior (1985) – потрясающие, сверхсексуальные духи, где солирует мощнейшая тубероза, за спиной которой стоит оркестр компонентов. Это парфюм для сокрушительной победы. Триумфальный марш. Duneот Dior пережили всемирную славу, но сейчас не особенно популярны, и это, с одной стороны, большая ошибка, с другой – радость для ценителей. Магический, готичный парфюм, вызывающий даже неприязнь, но притягательный настолько, что его невозможно забыть. Он богемный, смелый и вызывающий.

Opiumот Yves Saint Laurent(1977) ввел моду на восточные ароматы. Несмотря на то что в культуре этот запах приписывали роковым женщинам, считали тяжелым, на самом деле он намного мягче прекрасного, но надрывного Coco. Это чудесный, чувственный парфюм с богатой древесной палитрой.

Angel от Thierry Mugler(1992) хоть и сладкие, но не слащавые, а удивительно сложные, даже порочные духи с таким богатым составом, что захватывает дух. Вообще-то он очень противоречивый, но для тех, кто его полюбил, это будет самый теплый и уютных запах. В свой золотой век Мадонна говорила, что это ее любимые духи. Сильной девушке, которая готова время от времени упасть в объятия стресса, Angel помогает выжить.

Конечно, есть и современные дома, которые очень любят ценители хорошей парфюмерии: и Lostmarc’H, и Diptyque, Frederic Malle, Il Profumo, L’Artisan Parfumeur, Lorenzo Villoresi, Acqua di Parma, Amouage, Kilian – о’кей, это все отличные марки. Некоторые, правда, весьма неплохо завышают цены, чтобы избранные клиенты не пахли как адепты метрополитена, но все же. Они правда хорошие. Но дело в том, что их апофигей – подобие гениальной классики. Это лишь Квентин Тарантино, отдающий дань Бернару Блие. Мальчик из видеопроката, молящийся Бергману, а не Френсису Шевроле Копполе.

Несколько простых слов от себя: ретродухи делают меня особенной. Сложной. Ну, понимаете, это всего лишь вершина парфюмерного искусства, создающая уникальные образы, отражающая дух времени. То, что не забываешь каждые три года, а вспоминаешь с теплой ностальгией всю жизнь.

И если настоящее слишком странное, угрюмое и ненадежное, правда стоит вернуться в прошлое. Пахнущее розмарином, елкой и какао. Ванилью и мускусом. Анисом и кориандром.

Читайте также
Комментарии (1)
  1. ларина таня 11 декабря 2010, 16:13

    Спасибо за статью.
    "Guerlain – лучший парфюмерный дом на планете."
    Да, это магия.)

Где это?
Новости партнеров
Загрузка...
Как попасть в Лондон без визы?
Как попасть в Лондон без визы?