”Шальные годы” Монпарнаса в Москве

29 сентября в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывает выставку «”Шальные годы” Монпарнаса», посвященную двум ярчайшим мастерам Парижской школы. Выставка продлится всего два месяца, так что стоит поторопиться.  

Очень активно открылся новый сезон в ГМИИ им. Пушкина, сегодня в Галереи искусcтва стран Европы и Америки XIX-XX веков стартует выставка, посвящённая одному из самых ярких периодов в искусстве парижскому золотому веку, когда за столиком в кафе здесь можно было застать Хэмингуэя, Фицжеральда, где творили и пьянствовали обитатели Монпарнаса: Пикассо, Шагал, Модильяни, Сутин.

Главные действующие лица выставки – художники Парижской школы Жюль Паскин и Леонар Фужита.

Оба оставили свою семью ради искусства и сделали Париж своей второй родиной. Плавильный котел Парижа в начале XX века привлекал творческих людей со всего света, он давал им много: возможность творить, выставляться среди лучших, общаться с цветом артистического мира и бесконечно учиться. Но и многое забирал.

Так, Фужита во время Первой мировой войны оказывается отрезанным от родной Японии, а Жюлю Паскину из-за богемного образа жизни пришлось разорвать связи со своей богатой семьей и по настоянию отца изменить фамилию на Паскин.

Яркие индивидуальные стили художников формировались под влиянием космополитичной среды Парижа. В манере Фужиты сочетается изысканность японской каллиграфии и европейской школы.

Паскин именно в Париже выработал собственный эмоциональный и экспрессивный стиль, особенно известна его «перламутровая» живопись: художник добивается эффекта прозрачности, контуры и цветовые пятна накладываются друг на друга.

На выставке представлены более сорока графических и живописных работ каждого из мастеров, что дает уникальную возможность познакомиться со всеми этапами их творчества. В качестве отсылов к мастерским художников в зале знаменитого японца перед картинами можно увидеть татами, у Паскина – ковры.

Выставка замыкается  в круг и имеет два совершенно равнозначных входа, в одной части работы Жюля Паскина, а в другой — Леонара Фужиты. Связывают залы российские художники, по-своему переработавшие эстетику представителей Парижской школы. Французские мастера вдохновили их на собственные поиски и показали насколько искусство может быть раскрепощенным.  

Здесь, в центральном зале, можно увидеть работы Татьяны Мавриной, Даниила Дарана, Николая Кузьмина и других.

Экспозиция «”Шальные годы” Монпарнаса» - продолжение хрестоматийной выставки, проходившей в 2011 году и, как надеются в музее,  часть большой серии о мастерах Парижской школы.

«Жюль Паскин и Леонар Фужита – это своего рода крайние точки в системе координат Парижской школы. И если мы хотим представить себе этот круг в целостности и дать первый вступительный аккорд этой пьесе, которую мы надеемся здесь разыграть, наверное, лучших героев на найти.  И очень разные и объединенные тысячами нитей сходств, - говорит куратор выставки Алексей Петухов. – Они, на самом деле, не оставили школы и едва ли можно сказать, что в их манере работала масса художников. Они скорее важны как ярчайшие творческие индивидуальности. Второго Паскина невозможно представить, это человек, у  которого жизнь и творчество слились в едино. И Фужита абсолютно таков же».

Кураторами выставки была проделана огромная работа, картины и графика собраны из внушительного списка источников: 11 музеев и частных собраний Франции, Бельгии, Швейцарии и России.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?