«Античный» Йорданс в Бельгии

В октябре в Антверпене состоится открытие выставки «Йорданс и античность». Выставка пройдет в двух странах: с 12 октября 2012 по 27 января 2013 в Королевских музеях изобразительных искусств Бельгии и с 1 марта по 16 июня 2013, во Фридерициануме в Германии. Среди экспонатов – не только работы самого Якоба Йорданса, но и картины, рисунки, гравюры, книги, шпалеры, скульптуры, древние произведения искусства из крупнейших музеев мира.

Не последнее место в экспозиции займет античная литература, которая вдохновляла Йорданса, и работы его блестящих современников — Петера Пауля Рубенса, Абрахама Янсена, Хендрика Гольциуса и Хендрика ван Балена. По замыслу куратора, античные сюжеты художника погрузятся в их аутентичный контекст.

Подготовка выставки «Йорданс и античность» велась 4 года, организаторы вдохновились успехом предыдущего проекта «Рубенс: гений за работой» (Rubens: A genius at work, 14 сентября 2007 – 28 января 2008 года).

Из хорошо известного барочного «трио» фламандских художников – Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, – наследие последнего более всего нуждается в ревизии.

Его ретроспективная выставка проходила уже около 20 лет назад в Королевском музее изящных искусств Антверпена (1993). Тогда экспозицию критиковали за традиционный взгляд на художника: его воспринимали как однобокого последователя Рубенса, интеллектуально не способного освоить более утонченные сюжеты, нежели привычные для него «Король пьет» или «Бобовый король».

Хотя Якоб Йорданс не учился в латинской школе Антверпена (в отличие от Рубенса) и не мог читать античную литературу в оригинале, его понимание античности было окрашено личным отношением и юмором. Художнику было необязательно читать сюжеты на латыни – хватало переводов: очевидно, что художник прилежно прочел эзоповы басни, овидиевы «Метаморфозы», «Одиссею» Гомера, а также Филострата или Лукиана. Он выбирал сюжеты, которые позволяли бы ему наиболее полно раскрыть собственные живописные таланты, наблюдательность и живость кисти.

Йорданс так и не смог осуществить ни одной необходимой для всякого художника поездки в Италию, но в его распоряжении был другой материал: геммы, монеты, скульптурные копии и оригиналы античных памятников. Исследование этих «первоисточников» сопровождалось знакомством с работами других художников, делавших наброски in situ (в месте нахождения памятника).

Так, Йорданс был знаком с штудиями Рубенса, поскольку делил с ним мастерскую с 1615 по 1620 год, и с работами Абрахама Янсена, чье очевидное влияние на Йорданса до сих пор не было столь известно, отмечает портал CODART.

В соответствии с экспозиционным пространством, выставка условно поделена на девять хронологически организованных секций или ансамблей, в каждом из которых ведется рассказ об одном из аспектов работы Йорданса с античным материалом. Первая секция исследует его решение остаться в Антверпене из-за любви – он женился на дочери своего учителя, и ресурсы, которые он мог себе позволить в городе, – репродукции и собрания местных коллекционеров.

Вторая секция знакомит зрителя с упражнениями Йорданса – возможно в студии Рубенса – на примере исключительного собрания штудий моделей, которые стоят в позах знаменитых античных статуй. Третья и самая крупная группа работ представляет современный обзор мифологических сюжетов, которые художник написал за свою карьеру. Другие секции сформированы вокруг тем, которые особенно волновали Йорданса: «Сатир и крестьянин» Эзопа, или его величественные оды плодородию и изобилию. Также включены его масштабные мифологические интерьерные картины, в которых видно знание не только работ Хендрика ван Балена, но также Тициана. Последнее влияние, заметное в 1630–1640 гг., раньше не принималось исследователями во внимание.

Его неистовые вакханалии, дошедшие до нас не в полном объеме, источают дух непристойности. Впечатление усиливается благодаря стилю художника и его обращению к мотивам, почерпнутым с римских саркофагов.

Выставка была бы неполной без изучения карьеры Йорданса как создателя шпалер, поскольку на них часто изображались сюжеты из античной истории и мифологии. Шпалеры «Жизнь Александра Великого» и «Жизнь Одиссея» будут показаны вместе с подготовительными рисунками. Также в экспозиции будут цветные modelli и утонченные анатомические штудии, которые появляются среди его поздних рисунков, – двойное свидетельство его ширящейся доходной мастерской и, одновременно, страсти делать наброски с натуры.

Выставка организована совместно Королевским музеем изящных искусств Бельгии (Брюссель) и Музеями Касселя (Museumslandschaft). К выставке организаторы опубликовали иллюстрированный каталог на четырех языках. В рамках проекта в декабре 2012 года при содействии Университета г. Трира пройдет двухдневный международный симпозиум в Брюсселе, который будет посвящен Якобу Йордансу. 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?