От руин Рима до дворцов Советов

20 сентября 2016 года, 13:56

20 сентября Пушкинский музей открывает выставку Джованни Баттиста Пиранези, художника, который не нуждается в рекламе. Выставлять Пиранези, как признаются в самом музее, большая ответственность. В мире по несколько раз в год проходят его выставки, сказать что-то новое непросто. Euromag побывал на открывшейся выставке в ГМИИ им. Пушкина и рассказывает, чем удивил на этот раз музей.

От руин Рима до дворцов Советов
Фото: Выставка проходит с 20 сентября по 13 ноября 2016.

ГМИИ им. А.С. Пушкина открывает выставку, посвященную великому итальянскому художнику XVIII века Джованни Баттиста Пиранези, граверу, рисовальщику, архитектору, ведутисту, декоратору, ученому-исследователю, провидцу.

На выставке можно проследить масштаб фигуры Пиранези для архитектуры, а также влияние его на архитектурную мысль вплоть до XXI века. Разработанные им язык, образы и графика многие века вдохновляли архитекторов по всей Европе: итальянцев, французов, британцев. Особое место на выставке выделено русским и советским архитекторам.

Творчество Пиранези отразилось уже на работах придворных архитекторов Екатерины II, которая очень тепло к нему относилась. В одном из писем императрица сожалеет, что у нее имеется «только пятнадцать томов» Пиранези. 

Крайне интересно влияние Пиранези на советских архитекторов, которые нашли в его работах тот пафос и масштаб, необходимый для строящейся империи, начиная от способа подачи вплоть до полного цитирования оригинала. Грузенберг, Мельников, Фомин, Руднев, а также другой знаменитый «бумажный архитектор» Леонидов,  в своих проектах не раз обращались к Пиранези, практически вырасли на нем.

Кураторы выставки даже для знатоков Пиранези подготовили немало открытий, в частности Федерика Росси из Немецкого института истории искусства во Флоренции представляет свое исследование об учителях Пиранези. Зал 20 целиком посвящен истокам будущего гения, его формированию, также подробная отдельная статья есть в объемном каталоге, подготовленном к выставке.

Пиранези перебрался в Рим в возрасте 20 лет, сын каменотеса был поражен римскими постройками и страстно влюбился в этот город. И всю свою жизнь посвятил исследованиям древнего Рима, подарив миру ряд крупных археологических открытий. В его работах нашла отражение будничная жизнь Рима XVIII века, суетящаяся на фоне прекрасных руин великий цивилизации, разрушенной временем и уже, казалось бы, не имеющей ничего общего с действительностью.

В экспозицию вошли более 100 офортов мастера, гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали, книги, а также пробковые модели.

В сборе всего этого богатства помимо самого ГМИИ им. Пушкина принимали активное участие Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, Фонд Чини (Венеция), Научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Музей истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Российский государственный архив литературы и искусства, Международный архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.

В общей сложности на выставке представлено около 400 произведений.

Пиранези упрекал своих соотечественников-архитекторов в отсутствии воображения, однако его обвинить в этом нельзя. Его круг интересов был крайне обширен: от археологии и архитектуры до каминов и канделябров.   

Интересно, что при этом в сфере практической архитектуры деятельность Пиранези была весьма скромной: постройка хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано и перестройка церкви Санта Мария Авентина. Времена грандиозного строительства в Риме уже прошли. Хотя сам он никогда не забывал на титульных листах своих гравюрных сюит прибавить вслед за своим именем слова «венецианский архитектор».

Несколько залов, полностью увешанных офортами и архитектурными проектами, дают вполне исчерпывающее представление о наследии мастера «бумажной архитектуры»: от его крупных проектов, масштаб которых дух захватывает, до его проектов в области декора, каминов, ваз, вдохновленных его археологическими изысканиями и повлиявших на развитие эстетики неоклассицизма.

Как выразилась директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, на эту выставку надо приходить не один раз, чтобы вникнуть в такое количество подобранного для нее материала, а ведь надо еще насладиться самими офортами, рассмотреть мельчайшие детали Рима, чье прекрасное увядание так вдохновляло мастера.

Анна Бебекина
Подписка на Euromag

Популярные материалы

Кто такой Эммануэль Макрон 22 апреля 2017, 09:30

Кто такой Эммануэль Макрон

Пока фавориты предвыборной гонки разбираются с ворохом скандалов, а единственным непотопляемым кандидатом остается Марин Ле Пен, в лидеры опросов неожиданно вышел кандидат от...

Weekend в Европе: Валетта 21 апреля 2017, 14:00

Weekend в Европе: Валетта

Столица Мальты, город Валлетта, отметившая в прошлом году 450-летие, выбрана европейской культурной столицей 2018 года. Рассказываем, как провести время на Мальте и ничего не...

10 фактов о королеве 19 апреля 2017, 19:00

10 фактов о королеве

9 сентября британская королева Елизавета II станет самым долго правящим монархом в истории страны, сместив с «пьедестала» королеву Викторию. По такому...

Зачем Германии президент 13 февраля 2017, 16:00

Зачем Германии президент

Германия выбрала нового президента, что вновь породило в сети волну шуток на тему бесполезности этой должности. Мы решили разобраться, какими полномочиями обладает президент...