От руин Рима до дворцов Советов

20 сентября 2016 года, 13:56

20 сентября Пушкинский музей открывает выставку Джованни Баттиста Пиранези, художника, который не нуждается в рекламе. Выставлять Пиранези, как признаются в самом музее, большая ответственность. В мире по несколько раз в год проходят его выставки, сказать что-то новое непросто. Euromag побывал на открывшейся выставке в ГМИИ им. Пушкина и рассказывает, чем удивил на этот раз музей.

От руин Рима до дворцов Советов
Фото: Выставка проходит с 20 сентября по 13 ноября 2016.

ГМИИ им. А.С. Пушкина открывает выставку, посвященную великому итальянскому художнику XVIII века Джованни Баттиста Пиранези, граверу, рисовальщику, архитектору, ведутисту, декоратору, ученому-исследователю, провидцу.

На выставке можно проследить масштаб фигуры Пиранези для архитектуры, а также влияние его на архитектурную мысль вплоть до XXI века. Разработанные им язык, образы и графика многие века вдохновляли архитекторов по всей Европе: итальянцев, французов, британцев. Особое место на выставке выделено русским и советским архитекторам.

Творчество Пиранези отразилось уже на работах придворных архитекторов Екатерины II, которая очень тепло к нему относилась. В одном из писем императрица сожалеет, что у нее имеется «только пятнадцать томов» Пиранези. 

Крайне интересно влияние Пиранези на советских архитекторов, которые нашли в его работах тот пафос и масштаб, необходимый для строящейся империи, начиная от способа подачи вплоть до полного цитирования оригинала. Грузенберг, Мельников, Фомин, Руднев, а также другой знаменитый «бумажный архитектор» Леонидов,  в своих проектах не раз обращались к Пиранези, практически вырасли на нем.

Кураторы выставки даже для знатоков Пиранези подготовили немало открытий, в частности Федерика Росси из Немецкого института истории искусства во Флоренции представляет свое исследование об учителях Пиранези. Зал 20 целиком посвящен истокам будущего гения, его формированию, также подробная отдельная статья есть в объемном каталоге, подготовленном к выставке.

Пиранези перебрался в Рим в возрасте 20 лет, сын каменотеса был поражен римскими постройками и страстно влюбился в этот город. И всю свою жизнь посвятил исследованиям древнего Рима, подарив миру ряд крупных археологических открытий. В его работах нашла отражение будничная жизнь Рима XVIII века, суетящаяся на фоне прекрасных руин великий цивилизации, разрушенной временем и уже, казалось бы, не имеющей ничего общего с действительностью.

В экспозицию вошли более 100 офортов мастера, гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали, книги, а также пробковые модели.

В сборе всего этого богатства помимо самого ГМИИ им. Пушкина принимали активное участие Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, Фонд Чини (Венеция), Научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Музей истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Российский государственный архив литературы и искусства, Международный архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.

В общей сложности на выставке представлено около 400 произведений.

Пиранези упрекал своих соотечественников-архитекторов в отсутствии воображения, однако его обвинить в этом нельзя. Его круг интересов был крайне обширен: от археологии и архитектуры до каминов и канделябров.   

Интересно, что при этом в сфере практической архитектуры деятельность Пиранези была весьма скромной: постройка хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано и перестройка церкви Санта Мария Авентина. Времена грандиозного строительства в Риме уже прошли. Хотя сам он никогда не забывал на титульных листах своих гравюрных сюит прибавить вслед за своим именем слова «венецианский архитектор».

Несколько залов, полностью увешанных офортами и архитектурными проектами, дают вполне исчерпывающее представление о наследии мастера «бумажной архитектуры»: от его крупных проектов, масштаб которых дух захватывает, до его проектов в области декора, каминов, ваз, вдохновленных его археологическими изысканиями и повлиявших на развитие эстетики неоклассицизма.

Как выразилась директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, на эту выставку надо приходить не один раз, чтобы вникнуть в такое количество подобранного для нее материала, а ведь надо еще насладиться самими офортами, рассмотреть мельчайшие детали Рима, чье прекрасное увядание так вдохновляло мастера.

Анна Бебекина
Подписка на Euromag

Популярные материалы

Британцы советуют Россию 10 января 2017, 10:00

Британцы советуют Россию

Россия вошла в список десяти лучших туристических направлений 2017 года по версии издания Daily Mail. Авторы напомнили читателям, что в России в этом году отмечается 100 лет...

Самые ожидаемые фильмы 2017 года 9 января 2017, 16:52

Самые ожидаемые фильмы 2017 года

В новом году нас ждет много ярких премьер от известных европейских режиссеров, а также несколько долгожданных возвращений. Чтобы вы ничего не проглядели, мы составили список...

Пушкинский: главные выставки года 5 января 2017, 13:28

Пушкинский: главные выставки года

Климт, Шиле, Гойя, Дали - Пушкинский музей анонсирует выставки художников первой величины в следующем году. Какие еще экспозиции будут ждать нас в стенах музея в 2017 году.

Европа против паранджи 30 ноября 2016, 10:00

Европа против паранджи

Нидерланды стали очередной страной Европы, в которой ношение одежды, закрывающей лицо, будет запрещено. Под новый закон попадут как скрывающие лицо маски, так и традиционные...