«Отец» сюрреализма в Москве

20 апреля 2017 года, 16:00

С 20 апреля по 23 июля в Третьяковской галерее на Крымском валу будет проходить масштабная выставка, призванная поближе познакомить российскую публику с итальянским художником Джорджо де Кирико. Эту очень важную для европейского искусства XX века персону мы пока не так хорошо знаем, в отличие от других более поздних сюрреалистов, таких как Дали и Магритт

«Отец» сюрреализма в Москве
Фото: Выставка проходит в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес»

В Третьяковской галерее открылась первая в России масштабная выставка итальянского художника, имя которого связывают с началом сюрреализма, Джорджо де Кирико.

Это первая выставка художника, если не считать выставку современного искусства в 1929 году в Москве, где были выставлены четыре работы де Кирико. Кстати, одна из них была куплена и сейчас хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Выставка включает более ста разных по духу и направленям работ, созданных художником с середины 1910-х по 1970-е годы.

Де Кирико основал движение «Метафизическая живопись», но за свою долгую и продуктивную жизнь попробовал себя во многих жанрах, периодически возвращаясь к старым мастерам за вдохновением и вызывая этим возмущение коллег по цеху, маститых сюрреалистов.  Много раз он переосмысливал античные и мифологические сюжеты. Теме «Вечного возвращения» посвящен целый раздел на выставке.

Выставка заняла два зала Третьяковкой галереи на Крымском валу: в стеклянных кубах красуются костюмы, в цветных альковы, имитирующих упрощённые архитектурные форма, нашла себе место графика, которая нуждается в другом режиме освещения.

Третьяковкая галерея, традиционно ассоциирующаяся  у нас с русским искусством, в последнее время активно занялась разрушением шаблонов и организовала сразу несколько выставок европейского искусства:  «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»  и «От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи, Лондон».

При этом в самом музее ничего странного в этом не видят и считают органичным и исторически вполне обоснованным. Коллекция современного русского искусства, которую собирал Павел Михайлович Третьяков была представлена в «контексте западно-европейского, которое собирал его брат Сергей Михайлович». Директор музея Зельфира Трегулова рассказывает, что «Жанна Самари» ( «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара — Примеч. ред.) висела тогда в Третьяковке. Та самая «Жанна Самари», которая сейчас висит Эрмитаже!  Так что изначально русское искусство не отрывали от европейского контекста, с которым оно всегда было очень тесно связано. Действительно, уже  после Революции собрание братьев  Третьяковых было разделено по «национальному признаку».

Сергей Гармаш на выставке Джорджо де Кирико
Сергей Гармаш на выставке Джорджо де Кирико

О связи самого здания на Крымском валу говорит также архитектор выставки Сергей Чобан: «Это здание, в некотором смысле, и есть объект де Кирико. Если вы посмотрите на Палаццо дожей на его картине, это и есть ЦДХ. Вся его структура -– верхняя аркатура, нижняя аркада – только без деталей. Это очень в духе де Кирико, та же самая структура, но без деталей. Арки, колонны, но у него не было ни ордена, ни капители. Поэтому это здание очень подходит для выставки в целом».

Над проектом здания ЦДХ в начале 60-х работали Николай Сукоян и Юрий Шевердяев – ученики Жолтовского, которые, как считает архитектор,  не могли не быть знакомы с работами художника, без которого вряд ли бы состоялся сюрреализм.

Для выставки предоставили работы семь музейных и частных собраний, среди которых Национальная галерея нового и современного искусства (Рим), Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон), ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также Фонд Джорджо и Изы де Кирико (Рим) и частная коллекция в Швейцарии.

Фонд де Кирико, основанный в 1986 году и получивший по завещанию вдовы художника большой корпус его поздних работ, находится в Риме. На выставке будут представлены произведения живописи, графики, скульптуры, а также театральные костюмы, выполненные художником для антрепризы Сергея Дягилева к балетной постановке «Бал» 1929 года.  

Анна Бебекина
Подписка на Euromag

Популярные материалы

Разоблачен лжепринц Черногории 20 июня 2017, 10:30

Разоблачен лжепринц Черногории

В Италии поймали афериста, который много лет выдавал себя за принца Черногории. Лжемонарх посещал светские рауты, бесплатно жил в отелях и раздавал титулы направо и налево. В...

8 ошибок при получении визы 19 декабря 2013, 12:58

8 ошибок при получении визы

В преддверии новогодних праздников и, соответственно, зимних отпусков, самое время озаботиться получением визы. Чтобы не оказаться перед поездкой в затруднительной ситуации...

Человек недели: Амелия Виндзор 18 марта 2016, 18:00

Человек недели: Амелия Виндзор

Человеком минувшей недели, по версии журнала EUROMAG, стала пра-правнучка короля Георга V леди Амелия Виндзор, признанная самой красивой представительницей британской...

Свадьба наследницы Swarovski 22 июня 2017, 15:55

Свадьба наследницы Swarovski

Виктория Сваровски, наследница австрийской империи Swarovski, вышла замуж за немецкого инвестора Вернера Мюрца. Праздник длился три дня и вполне может соперничать со свадьбой...