"Душевное" кино в Петербурге

«Зарядкой для души» назвал Второй Международный Санкт-Петербургский кинофорум, который откроется 10 июля и продлится шесть дней, его президент – выдающийся российский кинорежиссер Алексей Герман. По словам Германа, все киноленты, участвующие в фестивале, который проводится уже во второй раз, отбирались по единственному принципу – способности тронуть сердце зрителя.

Share
0

Устроители форума сравнивают его структуру со сложносочиненным многоэтажным зданием.

Фестивальная неделя вмещает в себя два конкурсных показа: программу экспериментального кино «Новые территории» и серию из десяти картин Best of the Best, объединяющую фильмы – призеры международных фестивалей прошедшего сезона, а также девять тематических проектов, в числе которых ретроспектива итальянского кино, показ артхаусных фильмов, снятых режиссерами азиатских стран, программа «Неизвестное кино нулевых», подборка фильмов на тему борьбы с терроризмом «Кино на пороховой бочке»  и ночь анимационных фильмов от компании Disney.

Первый Санкт-Петербургский Международный кинофорум состоялся в мае 2010 года. Он был полностью посвящен военной тематике и представил более ста лучших фильмов о войне, снятых в разных странах за последние несколько лет. В тот момент фестиваль не рассматривался организаторами как потенциально регулярное событие, однако его успех подал устроителям мысль сделать кинофорум ежегодным.

Похвалы гостей и участников прошлогоднего форума легли на благодатную почву. Идею создания собственного кинофестиваля мирового уровня местные власти лелеяли уже почти десять лет. Мечта почти стала реальностью в 2005 году, когда за организацию Фестиваля европейского кино взялись кинопродюсер Марк Рудинштейн и режиссер Андрей Кончаловский и предложили ни много ни мало сделать главной площадкой фестиваля Дворцовую площадь, сославшись на опыт Локарно и некоторых других международных фестивалей.

Большинству петербуржцев пришелся по сердцу план устроить кинотеатр на Дворцовой площади – о своем желании посетить сеансы фестиваля заявляли в социологических опросах более половины горожан, а четверо из пяти приветствовали проект в принципе; однако кислород этой инициативе перекрыла группа протеста во главе  с Михаилом Пиотровским, директором Государственного Эрмитажа, заявившим, что Дворцовая площадь – не место для массовых зрелищ не самой высокой пробы. Разгорелся скандал, спонсоры разбежались, и, несмотря на заинтересованность потенциальных зрителей и мощное лобби городских властей, битва за фестиваль была проиграна.

И вот Санкт-Петербург получил наконец свой долгожданный фестиваль. Питерскому кинофоруму удалось крайне удачно вписаться в мировой график проведения кинофестивалей. Ему досталась неделя в середине июля, на излете сезона белых ночей. Состав жюри конкурса «Новые территории» вызывает пиетет. Председатель жюри – Ульрих Грегор, немецкий киновед и основатель форума Берлинского кинофестиваля. К нему присоединятся кинорежиссеры Йос Стеллинг (Нидерланды) и Фридрик Тор Фридрикссон (Исландия), а также актеры Динара Друкарова и Грегуар Колен (Франция).

В дни фестиваля в пригороде Санкт-Петербурга Репино кинорежиссер Александр Сокуров проведет киношколу – обучающий проект для 200 молодых кинематографистов, не имеющих специального образования и отобранных для участия в проекте по результатам предварительного конкурса работ.

Во что в результате выльется нынешняя затея с кинофестивалем, предсказать трудно, очень уж разнородные элементы составили фундамент этого проекта. Тут вам и серьезные режиссеры Герман и Сокуров, и амбициозные чиновники из Смольного с 30 млн рублей вложений в проект и пафосными заявлениями о том, что окончательное решение о рождении фестиваля было принято после того, как «международная общественность обратилась к губернатору Валентине Матвиенко», буквально требуя продолжения банкета. 

Воодушевляющая новость о том, что мэтр артхаусного кино голландец Йос Стеллинг вошел в состав жюри конкурсной программы экспериментальных фильмов «Новые территории», уравновешивается нелепой придумкой организовать «жюри ВИП-зрителей» для второй конкурсной программы – Best of the Best, в которую войдут картины, уже с успехом показанные на крупнейших мировых кинофорумах калибра Берлинале и фестивалей в Каннах, Локарно и Гётеборге и отмеченные наградами.

Среди шести членов этого жюри оказались такие далекие от кинопроизводства люди, как тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова, тележурналист Светлана Сорокина и художник Вадим Захаров.

Как объяснил известный российский кинокритик Андрей Плахов, ставший программным директором кинофорума, жюри конкурсной программы Best of the Best под председательством Рустама Ибрагимбекова не призвано стать «надстройкой» к жюри международных конкурсов, уже принявших свои решения в отношении этих кинолент.

«Наше жюри должно оценить эти фильмы, уже удостоенные престижных наград, со своей позиции», – объясняет Плахов. «Это будет взгляд известных уважаемых людей, не связанных напрямую с кинопроизводством».

Этот подход вызвал у многих в городе недоуменные пересуды.

Возможно, полагают критики проекта, начинающему фестивалю стоило бы ограничиться «Новыми территориями», тем более что в жюри этого конкурса удалось привлечь исключительно достойных кинодеятелей, и сделать Best of the Best внеконкурсной программой. Очевидно ведь, что маститые режиссеры не бросятся наперебой поставлять свои ленты фактически новорожденному фестивалю, репутации которого еще предстоит сложиться.

Создав любительское жюри, фестиваль таким образом дал сигнал тем самым мэтрам, что всерьез его рассматривать вообще не стоит, поскольку награда получается игрушечной. Но куда же спрятать имперские амбиции и желание непременно вручить питерский приз картине признанного мастера – и непременно сейчас? Вот и вышел из конкурса Best of the Best забавный продукт политического компромисса. И пока пальму первенства не одержат либо вкус, либо амбиции, Петербургскому кинофоруму уготована нелегкая жизнь гибрида или человека, страдающего раздвоением личности.

Президент фестиваля Алексей Герман выступил с заявлением, ставшим, по сути, декларацией в защиту своего детища. Цели проекта благородны, утверждает режиссер, по словам которого, попытка создать еще один фестиваль, выпотрошив городскую казну на внушительную сумму, оправдана «просто как возможность показать зрителю хорошее кино, апеллирующее напрямую к человеческой душе». Это значит, что игра стоит свеч.

«Искусство – самое важное, что есть на земле; без него человечество превращается в содружество враждующих между собой существ, существующих исключительно ради самовоспроизводства и уничтожающих природу, перемалывая ее на отходы, – сказал Герман. – Кинематограф – это искусство снов, где есть и любовь, и встреча с родителями, и страх, и азарт, и ужас; в кино возможно все, но главное – кинематограф смягчает нравы. Я убежден, что в этом жестоком и неприятном для меня мире огромную роль играет отсутствие в жизни людей искусства и огромное количество подделок. Настоящий кинематограф разговаривает с человеком по душам. Ради возможности такого разговора лично я во всем этом и участвую».

Читайте также
Комментарии (0)
Где это?
Новости партнеров
Как попасть в Лондон без визы?
Как попасть в Лондон без визы?