Екатерина, чем глубже погружаешься в географию DANCEOPEN, тем больше убеждаешься, что вас знают везде, где есть балет. Как вам это удается?
Для начала, позвольте вас немного поправить: есть еще места, где нас не знают, и нас это мотивирует. Ну а если серьезно, за 15 лет культурной экспансии DANCE OPEN и правда прорубил окно не только в Европу. Причем, в обоих направлениях: из России – главным образом, с лучшими работами отечественных хореографов, с нашей непревзойденной академической школой, а в Россию – с самым лучшим, новейшим, радикальным и талантливым, что может предложить балетный мир.
К примеру, участниками петербургских звездных гала DANCE OPEN в разные годы становились премьеры и примы балерины Большого театра России, Мариинского театра, Михайловского театра, Гамбургского, Берлинского, Штутгартского, Цюрихского балета, балета Сан-Франциско, Королевского балета Ковент Гарден, Английского национального балета, Национального Балета Испании, балета Польской национальной оперы, Норвежского национального балета, Баварского государственного балета, Национального балета Королевства Нидерландов, Датского королевского балета, балета Венской государственной Оперы, балета Дрезденской оперы Земпера… Могу назвать еще столько же, но устану перечислять.
Наши выездные гала звезд балета под брендом DANCE OPEN состоялись в 26 городах и 23 странах мира, причем не только в Европе – Монако, Испании, Дании, Финляндии, Словении, Чехии и других странах.
Среди эксклюзивных премьер DANCE OPEN хочу особо отметить первые в России гастроли балета Венской государственной оперы – одной из старейших трупп Европы; петербургское представление Национального балета Нидерландов и Балет Биарриц; эксклюзивный авторский вечер мэтра мирового балета Ханса ван Манена; первые после долгого перерыва гастроли Большого Театра России в Петербурге.
Как это нам удается? В двух словах не скажешь. Петербург по-прежнему остается столицей мирового балета, и мы стараемся этому соответствовать. У меня очень профессиональная команда, мы привозим только то, что отсмотрели сами, и, быть может, это нескромно, но мне кажется, что мы уже научились чувствовать петербургскую публику и оправдывать ее ожидания.
А ожидания участников? Чем привлекателен DANCEOPEN для мировых звезд?
Фестиваль изначально задумывался как площадка мировой хореографической дискуссии, открытая любым направлениям и стилям. Единственный и очень жесткий критерий отбора, который мы установили сразу и следуем ему по сей день, – это высочайшее мастерство участников.
Когда-то мы начали с мастер-классов для студентов из разных стран. Это была до мелочей продуманная, стратегическая история, которая сыграла в плюс и имиджу профессии в целом, и образу балетного Петербурга в частности. Как бы ни менялся со временем балет, какие бы новые стили и направления не возникали, свое академическое рождение, как вид искусства, он получил именно здесь, в Петербурге.
И в начале 2000-х мы всего лишь попытались скромно напомнить об этом миру. Это был грамотный старт. Ведь балету не учат по учебникам. Мастерство в буквальном смысле передается «из ног в ноги». И лучшая школа – здесь. К нам снова стали приезжать: и не только дети (за все годы мы насчитали свыше 800 юных учеников из 19 стран мира, включая Японию, США, страны Южной Америки и Европу), но и самые яркие звезды.
Будете вручать им премию?
Да, конечно, будем. Профессиональная премия DANCE OPEN AWARDS родилась в 2010 году, очень быстро набрала репутационный капитал и, кстати, только усилила желание артистов участвовать в фестивале. Она присуждается за личные достижения в области балета, независимо от того, в каком стиле или направлении работает артист.
Жюри премии вот уже несколько лет возглавляет Ханс ван Манен. Это мэтр, живая легенда мировой хореографии. Это… как если бы участников мирового конкурса органистов оценивал Иоганн Себастьян Бах. В разные годы в жюри премии входили Наталья Макарова, Борис Эйфман, Манюэль Легри, Тед Брандсен, Дэвид Доусон, Сергей Филин, Дуайт Роден, Тьерри Маландэн, Владимир Малахов, Кшиштоф Пастор, Кэвин О’Хэйр, Эдвард Клюг и другие культовые персоны мирового балета.
За все фестивальные годы, несмотря на то, что DANCE OPEN не всегда был таким, как сейчас, у нас не было ни одного отказа. Единственное, что может помешать артисту принять приглашение, – это несоответствие графиков. Ведь DANCE OPEN синхронизирован с событиями высокого культурного сезона в Европе и в мире. Мы пошли на это намеренно, потому что считаем: для столицы мирового балета полумер быть не может.
И все-таки, в чем изюминка фестиваля?
Я бы не стала говорить про изюминку – здесь дело не в этом. Дело в профессионализме. Огромная профессиональная команда – 45 менеджеров – занимается проектом каждый день из года в год. Даже когда DANCE OPEN был маленьким, он задумывался как большой проект в области мирового балета: мы хотели, чтобы его внутреннее наполнение было как можно более многослойным, разноплановым. Постепенно мы нанизывали на наш каркас, как бусинки на ниточку, идеи, мысли, мероприятия, форматы…
К примеру, есть у нас пласт событий для профессионалов. Он рассчитан не на зрителя – это наша внутренняя кухня: круглые столы, творческие встречи, мастер-классы... Основная аудитория – учащиеся, педагоги, балетмейстеры, руководители балетных трупп, сами артисты. Это очень важное направление, собственно говоря, то, с чего начинался фестиваль.
Есть фестивальный блок, который развернут лицом к зрителям: премьерные показы спектаклей, гастроли западных и российских балетных коллективов, гала-концерты. Кстати, не могу не отметить, что гала мировых звезд, как исполнительская форма, дает уникальные возможности зрителю. За один концерт он знакомится с таким количеством хитов из спектаклей разных направлений, стилей и даже культурных эпох, что… я бы сама ему позавидовала.
Есть в фестивале еще и просветительская часть: это события off-программы – наша работа в сетях, в том числе, совместно с лучшими балетными фотохудожниками; концерты, посвященные творчеству великих деятелей балета (на некоторое время мы взяли паузу, но через год-другой обязательно вернемся к этому формату); наши выставки.
Кстати, с удовольствием приглашаю всех 15 апреля в 17 часов в пространство Новой сцены Александринки. Мы открываем там уникальную выставку из фондов Государственного центрального театрального музея им. Бахрушина. Она посвящена 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева.
Подборку экспонатов, посвященных истории создания и судьбе балета «Ромео и Джульетта», дополнят совершенно потрясающие костюмы труппы Пермского балета. Только представьте, в ренессансных одеждах из шелка, парчи и бархата Ромео и Джульетта танцуют в наши дни. Роскошную, очень шекспировскую, классическую постановку легендарного сэра Кеннета Макмиллана в исполнении труппы Пермского балета и солистов Ковент Гарден можно будет увидеть 18 и 19 апреля на основной сцене Александринки.
То есть, фестиваль рассчитан на многоуровневую целевую аудиторию?
Да. А в этом году – и программа. Мы постарались сделать ее максимально разноплановой и, мне кажется, нам это удалось. Никогда еще не привозили такое количество очень контрастных по настроению и стилю постановок, такое количество модных хореографов, этуалей.
Макмиллановский балет «Ромео и Джульетта» в исполнении труппы Пермского театра станет настоящим подарком для любителей классики: это хрестоматийная, золотая вещь – обязательно приводите детей, они проникнутся подлинным духом великой шекспировской истории. В 2013 году крупноформатная постановка впервые была перенесена на российскую сцену именно в этом театре. Заглавные партии исполнят солисты Ковент Гарден: великолепная Сара Лэмб (Джульетта), Мэтью Голдинг (Ромео) и Гэри Эвис (Тибальд).
Будут два прекрасных вечера шедевров современной европейской хореографии. Балет Венской государственной оперы приедет к нам с уникальной программой, сверстанной Манюэлем Легри специально для DANCE OPEN. Легкие светлые миниатюры Иржи Бубеничека и дуэта Пола Лайтфута и Соль Леон сначала очаруют и заворожат, но во втором действии приоткроется заглушка настоящего адова пекла – «Тайна синей бороды» Штефана Тосса на музыку Филипа Гласса заставит поверить в то, что цивилизация – это всего лишь тонкое покрывало над внутренней пропастью каждого из нас.
Второй вечер – это радикальная программа Дрезденского балета. Неоклассическая «Танц-сюита» Алексея Ратманского настроит на восприятие высочайшего мастерства, «В другом пространстве» Понтуса Лидберга подскажет медитативную практику, а «Кактусы» Александра Экмана… взорвут все представления о стереотипах. Если, конечно, они у вас еще останутся. Но все равно идите и смотрите, ведь штука в том, что все мы – немного кактусы…
И несколько слов о «Пер Гюнте» Эдварда Клюга и труппе балета Марибора. Если бы мне пришлось выбирать, я бы остановилась на нем. Это философское странствие от себя к себе, такое глубокое и многозначное, что порой кажется, будто тебе не танцуют, а говорят. Заглавную партию исполнит Денис Матвиенко, который не только блестящий танцовщик, но и очень харизматичный драматический актер.
Гала DANCE OPEN, как всегда, обещаем сделать фейерверком хитов.
Как вы думаете, 15 лет – это много или мало? Каким вы видите DANCEOPEN лет через 50?
Очень сложный и интересный вопрос.
Приведу мой любимый пример Зальцбургского фестиваля. Это едва ли не крупнейшее культурное событие Европы, ему без малого 100 лет. На него работает весь город – его готовят. Билеты на фестиваль раскупаются за полгода – к нему готовятся. Туристы со всего мира подгадывают под него свои отпуска.
Люди почитают за честь оказаться в Зальцбурге в дни фестиваля, и с удовольствием тратят здесь деньги, а городская казна получает огромный доход. И с культурной, и с социальной, и с экономической точек зрения фестиваль для Зальцбурга давно стал градообразующим проектом.
Мы растем сами и выращиваем своего зрителя – не только российского, но и зарубежного. Мы стараемся брать пример с европейских фестивалей в их медленном поступательном движении с выверенными планами и продуманной стратегией. В том же ритме мы будем двигаться дальше, и мне хочется верить, что в какой-то момент наш проект по-настоящему станет частью истории и культуры Петербурга.
Сейчас это еще не так и не может быть так. Потому что 15 лет в свете глобальной судьбы города – это немного. Другое дело, что в России 15 лет для культурного бренда – большой срок. Но по общечеловеческим меркам – мы очень молоды. И у нас многое впереди.
Вы сказали, что научились чувствовать петербургскую публику. Вы верите в то, что она особенная?
Наша публика отличается не только от московского, но и от любого российского зрителя, прежде всего тем, что она молниеносно работает с информацией (улыбается). И ни время, ни пространство здесь роли не играют. Весь Петербург удивительным образом оказывается вдруг очень тесным, маленьким. Пошла реклама проекта, анонсируются гастроли – а все уже в курсе: информация разносится по городу со скоростью света. И если проект зарекомендовал себя хорошо, позитивно, зритель будет покупать билеты. При этом не остановят ни его цена, ни эпидемия гриппа, ни погодные сюрпризы…
И в то же самое время никакие другие ухищрения не помогут продать билет на проект плохого качества. Такая объективность и принципиальность свойственна петербургскому зрителю. Я это вижу, я это чувствую и могу говорить об этом с уверенностью. Мы делали очень много проектов за рубежом и в России, и для меня очевидно, что работать с петербургской публикой – это особое удовольствие, но и особая ответственность, потому что у тебя нет права на ошибку.