Сегодня, 28 сентября, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка австрийской художницы Ксении Хауснер.
Всего на выставке представлено 30 ярких и крупноформатных живописных произведений.
Ксения Хауснер родилась в 1951 году в артистической семье, изучала сценографию в Вене и Лондоне, с 1977 года создавала декорации для пьес и опер, сотрудничая с самыми престижными театральными институциями мира – от Королевского театра Ковент-Гарден до Зальцбургского фестиваля.
В 1990-х художница, ведомая желанием стать «режиссером собственных живописных пьес», решила посвятить себя живописи.
Театральное и повествовательное начало в творчестве Хауснер позволяет говорить о ней как о наследнице многовековой традиции западноевропейской живописи, отсылая нас к масштабным алтарным композициям.
Вместе с тем ее искусство глубоко современно.
Картины художницы выстроены, словно театральные постановки с продуманными мизансценами, освещением и декорациями. Герои загадочные и не поддаются однозначной трактовке, лишь только играют отведенные им роли.
Однако даже постановочные сцены могут заключать в себе правдивое внутреннее содержание, вызывающее мгновенный отклик у зрителя.
Одна из ключевых тем, к которым обращается Ксения Хауснер, – роль женщины в жизни и в искусстве. Действие ее картин происходит в некой альтернативной реальности, где доминируют женщины: именно они становятся главными действующими лицами в постановках художницы. Мужские персонажи если и возникают в ее картинах, то никогда не демонстрируют силу, являясь органичной частью «женского мира».
«Моя вселенная – женская. Женщины – ключевой элемент в моем творчестве, в моих произведениях они выступают как представители всех гендеров. Я работаю над общечеловеческими темами с женским актерским составом», – говорит Ксения Хауснер.
Хауснер также нередко обращается к современной массовой культуре, прибегает к цитированию как конкретных произведений других художников, так и в целом той или иной живописной манеры. В любом случае считывание конкретной отсылки вовсе не приводит зрителя к мгновенной разгадке, а лишь помогает нащупать один из множества возможных векторов интерпретации.
«Я не даю инструкций по применению или указаний, как это нужно прочесть. Напротив. Однозначные интерпретации скучны. Жизнь – всегда знак вопроса. Искусство должно быть загадочным, бескомпромиссным и иррациональным», – считает Хауснер.
Стремление нащупать связь со зрителем, быть открытым ему – важнейший аспект творчества художницы.
Живопись Хауснер оказывает глубокое воздействие не только на визуальном, но и на эмоциональном уровне: зритель оказывается захвачен драматургией интенсивного и одновременно очень интимного, глубокого контакта между человеческими существами, что лишний раз доказывает, что возможности фигуративной живописи сегодня еще далеко не исчерпаны.
Ретроспектива художницы проходит в сотрудничестве с музеем Альбертина в Вене и при поддержке министерства искусства, культуры, государственной службы и спорта Австрии.
Выставка продлится до 16 января 2022.