В Третьяковке открылась выставка «Петр Великий. Усы властелина»

В Третьяковке открылась выставка «Петр Великий. Усы властелина»
Неизвестный художник первой четверти XVIII века. Портрет Петра I. Тип И.Г. Таннауера. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

В Лаврушинском переулке открылась выставка, посвященная 350-летию со дня рождения императора Петра I.

Проект предлагает остроумный и нетривиальный взгляд на портретные изображения Петра Великого – его кураторы сделали акцент на эволюции формы усов знаменитого российского правителя.

Представленные на выставке изображения показывают эволюцию усов правителя по мере его взросления, развития личности, изменения его статуса и роли в мире, а также в зависимости от настроения и состояния здоровья, моды и круга общения.

Вместе с изменениями в экономической, политической и культурной сферах происходила также эволюция и во внешнем облике правителя, а именно — форме его усов. Практически никто из исследователей на протяжении длительного времени не обращал внимания на эту деталь в изображениях Петра I, так как казалось, что усы не являются константой и признаком идентификации — их можно как отрастить, так и сбрить. Однако сегодня их изображение на портретах правителя нередко помогает специалистам в атрибуции произведений — установлении авторства и времени их создания.

Так, на портрете молодого Петра иконографического типа Г. Неллера — тонкие «английские» «усы-шнурочки». Портретный тип И. Купецкого демонстрирует более пышные, «императорские», а у Л. Каравака — элегантные, так называемые усы «карандаш», которые Петр стал носить с 1717 года после посещения Парижа. Работа французских цирюльников так понравилась российскому императору, что он оставался верен им до конца жизни. Скончавшийся в неполных 52 года государь запечатлен на смертном одре с черными усами, ведь Петр так и не дожил до седых.

«Лицом» выставки стало произведение неизвестного художника первой четверти XVIII века, поступившее в собрание Третьяковской галереи в 1928 году. Этот «Портрет Петра I» перед выставкой подвергся обычной профилактической подготовке, и в ходе работ на холсте были обнаружены переписки в расположении фигуры и лица модели. Кто мог это осуществить, еще предстоит узнать, однако в основе изображения лежит скрытый в настоящее время от зрителя оригинал кисти И.Г. Таннауера (1680–1737) — саксонского живописца, работавшего в Петербурге с 1711 года. 


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?