Предлагается обязать онлайн-платформы за сутки удалять призывы к насилию, расовой или религиозной вражде. В противном случае им грозят крупные штрафы — до 1,25 млн евро.
Подобная система действует в Германии.
Почти все депутаты президентского большинства из партии «Вперед, республика!» и их союзники-центристы голосовали за этот законопроект. Однако некоторые из них воздержались.
Центрист Филипп Латомб и вовсе голосовал против, указывая на риски «асептизации и усреднения» интернет-контента, а также на угрозу свободе слова в сети.
Яростные оппоненты этой инициативе — крайне левые из партии «Непокорная Франция» — указывают, что государство таким образом перекладывает ответственность с себя на онлайн-платформы.
Крайне правые из «Национального объединения» тоже выступили против, указывая на угрозу сокращения «общественных свобод».
Представитель Коммунистической партии Себастьен Жюмель отметил, что передать интернет-гигантам (Google, Facebook, Apple и так далее) задачу модерировать интернет-контент — это неправильно, но сам факт того, что Франция озаботилась этим вопросом, по его мнению, это шаг вперед.
Сами же интернет-гиганты выразили опасения из-за возможного шквала полемики и судов в случае обязательного удаления контента.
Осенью текст спорного законопроекта рассмотрит Сенат.
Справка Euromag
Термин «Hate speech» или «язык вражды» («риторика ненависти») получил активное распространение несколько лет назад после выступления в ООН американских феминисткок Аниты Саркисян, Зои Куинн и Лэйси Грин, ранее создавших понятие «культура насильников».
Во время выступления в ООН они потребовали законодательно по всему миру запретить оскорбления и агрессивные комментарии в Интернете, кино, играх и других площадках, а также обязать работодателей увольнять сотрудников, нейтрально относящихся, либо поддерживающих проявления расизма, ксенофобии, межнациональной вражды и нетерпимости, гомофобии, а также сексизма на публичных площадках (социальные сети, форумы, радио, телевидение и т.д.).
Кроме того, они потребовали приравнять агрессивные и оскорбительные слова к физическому насилию.
ООН приняла этот вопрос на рассмотрение, а тем временем феминистки, при поддержке американских традиционных СМИ подняли волну критики в отношении крупных кампаний, заявив, что те размещают рекламу на площадках, которые не борются с hate speech. В пример были приведены видеоролики на YouTube и записи в Facebook, где высказывалось некритичное отношение к террористам, критиковался феминизм, лгбт-сообщество и т.д.
В результате, крупные рекламодатели были обвинены в том, что? размещая рекламу на этих площадках, они поддерживают сексизм, терроризм, ксенофобию и другие проявления ненависти.
После разрыва нескольких крупных контрактов, YouTube, Facebook и другие сети запустили волну блокировок, под которую попали, в том числе и обычные кинокритики, недовольные отелями или ресторанами пользователи, те, кто размести фотографии обнаженных статуй и ряд людей, совершенно не имевших отношения к критике феминизма, лгбт-сообщества и других подобных организаций.
Несмотря на возмущение пользователей, YouTube продолжает банить до 90% хотя бы какую-то эмоциональную критику чего угодно, а также за дизлайки в роликах про политкорректность и толерантность, Facebook официально пока блокирует около 38% постов, содержащих, по их мнению, hate speech.
Комитет министров Совета Европы определяет «язык вражды» как все формы самовыражения, которые включают распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации или враждебности в отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями.