Стоимость бутылки вина в ресторанах Франции в среднем на 4–5 раз выше, чем у производителя. И аналогов подобной ситуации в Европе нет: Франция лидирует по завышению цен.
Так, например, в ресторане одного крупного отеля в Бордо бутылка Chateau La Freynelle урожая 2009 года продается за 30 евро. Эта стоимость в пять раз превышает среднюю цену у поставщика и в 10 раз цену от производителя.
Вино из Прованса в Париже в среднем выставляется на стол клиенту по цене в 78 евро, что в 7 раз превышает его закупочную цену.
«Честно говоря, ресторан – это последнее место, куда бы я отправился насладиться бокалом вина», – признается Жак Бертомо, консультант и автор блога о французских винах. «Чаще всего во французском ресторане вино – это прекрасный способ нажиться хозяину и выложить пятикратную стоимость несведущему туристу», – добавил он.
Редактор журнала о французских винах Revue du vin de France Оливье Поель называет такую ситуацию скандальной. «Стоимость бутылки вина превышает в 4–5 раз ее изначальную цену. Порой может доходить до 7-ми и даже до 10-кратного увеличения стоимости в престижных заведениях», – говорит он.
Только крупным винным маркам более менее удается избегать этого правила. Стоимость дорогих вин, приобретаемых за 25–30 евро, в среднем будет увеличена всего в 2,5 раза. Объясняется такая разница просто: если привычный коэффициент применить к дорогостоящим винам, они станут не по карману большинству потребителей.
При этом завышенная цена бутылки вина в ресторане остается исключительно французским феноменом. Так, например, в Англии коэффициент повышения стоимости бутылки вина всего 2,5. В Испании цены также удивят. Даже в таких звездных ресторанах, как Can Roca, коэффициент колеблется в пределах 2–3. В Италии в Пьемонте бутылка Бароло в 3–4 раза дешевле, чем в Париже.
Рестораторы оправдывают свои коэффициенты тем, что практикуемое в Англии и Испании повышение невозможно применить к Франции. «У нас чрезвычайно велики взносы в фонд социального страхования работников. Они значительно ниже той же Испании», – признается владелец парижского ресторана La Gitane.
«На нас давят эти взносы», – жалуется генеральный директор Hotel du Palais в Биаррице. Хотя этому отелю удалось сохранить разумные цены на хорошие вина. В винной карте, стоимость в которой начинается от 35 евро, коэффициент завышения составляет 2 – для крупных винных марок, и 3,5 – для вин поскромнее.
«Французская кухня всегда была одной из самых дорогих в Европе, потому что они знают себе цену и стараются поддерживать реноме», – объяснил журналу EUROMAG причину повышения цен на французские вина заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС Михаил Калмыков, который долгое время работал во Франции и не понаслышке знает о проблеме. «Но, в любом случае, во Франции цены поднимают значительно меньше, чем в Москве», – заверяет он.
Неискушенному в винных вопросах туристу эксперт при выборе напитка советует ориентироваться на цену. «Если человек в ресторане хочет попробовать хорошее французское вино, и чтобы это было не накладно для кошелька, я бы советовал ориентироваться на 20–30 евро за бутылку. Можно, конечно, купить и по 50–70 евро, но соотношение качества напитка к цене уже не так оптимально», – пояснил Калмыков.
Что же касается выбора вина в магазине, то, например, автор нескольких книг об алкоголе Игорь Мальцев говорит, что оптимальной будет цена в 5–10 евро за бутылку. Михаил Калмыков назвал аналогичный диапазон.
«Плохих вин ни в кафе, ни в ресторанах, ни в магазинах Франции не держат, – пояснил Калмыков. – Поэтому брать сильно дорогое вино обычному туристу я считаю бессмысленным».
К тому же, любители вина во Франции могут отправиться прямиком на виноградники, где повсеместно организуются дегустации вин, сопровождаемые небольшой кухней из нескольких блюд. Цена за бокал у виноградаря будет такой же, как и при продаже на вынос.