Даже если и нарциссизм и свойственен характеру Моретти, зритель об этом никогда не узнает. Его фильмы – о людях, их горе и счастье. Человек, так тонко чувствующий чужую боль, быть самовлюбленным эгоистом просто не может. В фильмах Моретти много драмы и много смеха. Так режиссер видит мир – в грустном всегда есть смешное, а в смешном – грустное. Пока Нанни Моретти размышляет над сюжетом нового фильма, мы рассказываем вам о некоторых его картинах – забавных, печальных и трогательных.
Моя мама/ Mia madre (2015)
В последнее время Моретти все чаще выбирает эпизодические роли, оставаясь в тени других актеров. Главная героиня фильма «Моя мама» Маргерита, как и сам Моретти, режиссер: она снимает социальную драму о бастующих рабочих. Съемки не ладятся: голливудский актер, приглашенный Маргеритой на главную роль, оказывается странным парнем, который не в состоянии запомнить три строчки текста (именно этот герой отвечает у Моретти за комическое). Его ужимки и бестолковые попытки злят Маргериту, которая сразу после съемок бежит в больницу к умирающей матери. Каждая деталь, каждый штрих в отношениях больной матери и дочери очень точен – это может понять только тот, у кого умирали близкие. Жизнь матери Маргериты оказывается наполненной событиями и людьми, о которых дочь и не подозревает. Они обе пытаются друг друга простить и, наконец, прощают.
Комната сына/ La Stanza del figlio (2001)
Еще один фильм Моретти про смерть члена семьи, снятый за 14 лет до «Моей мамы». В центре сюжета – итальянская семья из маленького городка: отец (его и играет Моретти) – психоаналитик, уставший от чужих нервозов и нерешенных проблем, жена, дочь и сын. Гибель сына, семнадцатилетнего парня, почти разрушает семью. Отец-психоаналитик сам погружается в глубокую депрессию, жена замыкается в себе, дочь действует всем на нервы. Казалось бы, из такого сюжета могла получиться душераздирающая драма, вышибающая у зрителя слезу «просто потому что» – потому что любая история о большом горе, не важно плохо или хорошо она рассказана, вызывает в нас чувство сопереживания. Но Моретти ловко избегает «слезомойки» и острых углов. У него получилось очень медленное, как сама похоронная процессия, кино. Так, как было раньше, уже никогда не будет – но что-то произойдет, и, постепенно ускоряясь, жизнь пойдет своим чередом, хотим мы того или нет.
Кайман/ Il caimano (2006)
«Кайман» – фильм о вырождении итальянского авторского кино. Как часто бывает у Моретти, и смешной, и грустный одновременно.
Бруно, продюсер малобюджетных картин, после громкого провала пытается вернуться в бизнес. Сначала все идет неплохо – телеканал начинает съемки, но они внезапно прекращаются. Бруно должен подыскать еще какой-нибудь сценарий и предлагает телевизионщикам, мягко скажем, спорный фильм о Сильвио Берлускони. Ни один телеканал, ни одна компания не берет на себя смелость выпустить фильм на экраны. Бруно борется с системой. Жена уходит, денег нет, банки выбивают долги, но герой маниакально пытается выпустить фильм. В какой-то момент он понимает, что это единственный смысл его жизни.
Что еще посмотреть? «У нас есть Папа!», «Это бомба», «Дорогой дневник», «У каждого свое кино».