В последнее время рынок российского вина растет, а скептицизм по его поводу уменьшается. Если раньше заказ российского вина в ресторане мог вызвать недоумение друзей и коллег, то сейчас все наоборот.
Этим летом в Европе шли сильные дожди, и это спровоцировало неурожай во Франции, Италии, Испании и других странах. В большинстве винодельческих регионов недобор урожая составил от 20 до 40 процентов. Хозяйства повысили отгрузочные цены и, как следствие, стоимость бутылки тоже должна повыситься.
Импортеры говорят, что сильнее всего — до 35% — вырастут цены на относительно недорогие вина из Европы. Значит ли это, что будет выгоднее покупать российское вино?
О том, какие изменения ожидаются на рынке, мы спросили Александра Сидорова, независимого винного обозревателя и члена Союза сомелье и экспертов России:
— 2017-й оказался очень непростым для европейского виноделия. Сильнее всего неблагоприятные погодные условия коснулись Италии (урожай -23% к прошлому году), а также Франции (-19%) и Испании (-15%).
Однако, наряду с этим, в некоторых других странах происходил небольшой рост (например, в Австрии и Португалии). В странах Нового света эксперты тоже отметили увеличение урожайности по сравнению с прошлым годом. Поэтому падение, если оценивать его в общемировом масштабе, совсем незначительное — около 8%. Принципиально это никак не может привести к существенному росту цен. Разве что импортеры попытаются заработать на слухах и страхах.
Александр считает, что на ситуации с российким вином обстановка также не отразится: «В 2017 году в стране удалось собрать 550 тыс. тонн сырья, что в перспективе позволит произвести примерно 350 млн литров вина. А реальный спрос на сегодняшний день составляет 780 млн литров. Т.е. примерно 420 млн л. ввозится из-за границы и преимущественно наливом. По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), виноматериал доставляют главным образом из Испании (43%), Украины (19,41%), ЮАР (13,2%), Молдавии (9%), Узбекистана (7,2%) и Италии (3,1%). Это составляет около 95%.
Иными словами, все, что в этом году будет произведено в России, будет выпито, как и в предыдущие годы. Но оснований к тому, чтобы вино, произведенное в России — из собственного винограда или из балка, резко подорожало, в общем, нет. Из Италии и Франции импорт балка минимален. А с Испанией все не так страшно. Кроме того, в стоимости бутылки вина в нижнем ценовом сегменте (о подорожании именно в этом сегменте сейчас чаще всего говорят) цена собственно вина составляет от 10 до 20%. Все остальное — тара, логистика, налоги и маржа импортеров и ритейлеров. Поэтому даже если собственно вино подорожает на те же 10-20%, на стоимости бутылки это радикально не скажется. Но при нынешнем перепроизводстве вина по всему миру оснований к тому, чтобы вино подорожало даже на 10%, в общем нет».
Ксения Кудринская, директор по продажам частным и корпоративным клиентам виноторговых компаний, также не видит повода паниковать и закупаться на год вперед:
— Ежегодно почти все алкогольные компании увеличивают цены на свой ассортимент. В этом году повышение связано с увеличением стоимости товара от производителей на новые винтажи (года), или на новые (текущие) поставки. Поэтому импортеры или уже увеличили цены, или увеличат с 1 февраля. В среднем на 5-10%. Но не все производители увеличили стоимость продукта, поэтому в компаниях — частичное повышение цен. И это мы уже увидим в обновленных прайсах с февраля. Объясняют производители это как увеличение стоимости работ, самого виноматериала и производства. Причем это произошло и с винными хозяйствами, и заводами, где производят крепкий алкоголь.