Под маской Венеции

Под маской Венеции

5 экспонатов выставки в Москве, на которые стоит обратить внимание

До 29 августа в музее-заповеднике «Царицыно» проходит выставка «Под маской Венеции», на которой впервые в России представлены более ста оригинальных экспонатов из Фонда городских музеев Венеции – Fondazione Musei Civici di Venezia.

Дарья Колпашникова, кандидат искусствоведения, куратор выставки, подробнее познакомила нас с пятью из них.

Карнавальная маска ларва 

Италия, Венеция, вторая половина XVIII века 

Холст, клей, гипс, краска, папье-маше 

Фонд городских музеев Венеции, Музей палаццо Мочениго, Центр истории текстиля и костюмов  

Ларва (от лат. larva, «личина», «маска») — простая карнавальная маска белого или чёрного цвета, разновидность маски бауты.

Этимология слова «баута» очень загадочная, сами венецианцы не знают наверняка значение. Есть версия, что название происходит от немецкого «behüten», что значит – оберегать.

Ларва закрывает сверху три четверти лица и переходит в своеобразный клюв в области подбородка. Такое искажение объёма маски изменяло голос: он становился гулким и зловещим.  

Ларву можно было не снимать во время еды, что гарантировало полную анонимность господину или госпоже Маске, так положено было обращаться к персоне инкогнито.  

Ларва входила в маскарадный костюм горожанина, который состоял также из плаща табарро, треуголки и шёлкового или кружевного капюшона ксендала, закрывающего часть головы, не покрытую маской. Такой костюм можно было носить не только в дни карнавала, но и в день Святого Марка, в праздник Вознесения, а также в период избрания дожа, когда другие маски носить было нельзя.  

Дело в том, что раньше жители города носили маски каждый день: неверные супруги скрывали так свои похождения, под ними скрывали и другие более тяжкие преступления. 

Позже скрывать лицо разрешили только на карнавале. К традиционным венецианским маскам, которые не связаны с комедией дель арте, сейчас относят бауту, чумного доктора, моретту, кота и вольто.

«Веселье карнавала», Джакомо Леонардис (1723–1797), по оригиналу Джованни Доменико (Джандоменико) Тьеполо (1727–1804) 

Италия, Венеция 1765 

Бумага, офорт, гравюра резцом  

Фонд городских музеев Венеции, палаццо Ка-Реццонико, Кабинет рисунков и гравюр 

Этот гравированный лист создан на основе жанровых картин Джандоменико Тьеполо с похожим сюжетом и встречается также под названием «Менуэт».

Очевидно, поводом изобразить карнавальные увеселения современников стали сценки, которые разыгрывали персонажи комедии дель арте. 

Менуэт, распространенный в Европе с XVIII века, в Венеции танцевали не только аристократы, но и простые горожане. 

Джандоменико Тьеполо— сын Джованни Баттисты Тьеполо (1696–1770), самого известного венецианского художника XVIII века. Джандоменико обучался в мастерской отца, много работал с ним и сохранил черты отцовского почерка в своем творчестве. 

Корзинка с фруктами 

техника гутная, формование, выдувание в технике балотон, ручная обработка 

Фонд городских музеев Венеции, Музей стекла (остров Мурано) 

Стеклодувы с острова Мурано славились своим умением создавать сложные и хрупкие произведения из стекла, они хранили много секретов и постоянно совершенствовали свое мастерство. Подобные фрукты-«обманки» были роскошным украшением парадного стола, их подавали вперемешку с настоящими плодами.

Зеркало, Италия, Венеция

Вторая половина XVIII века 

Зеркало, древесина ореха, лак, позолота 

Фонд городских музеев Венеции, палаццо Ка-Реццонико, Музей Венеции XVIII века 

 В начале XVI века братья Андреа Доменико с острова Мурано изобрели способ сделать листовое зеркальное полотно удивительно прозрачным. Вплоть до XVII века венецианские зеркала были воплощением роскоши. Изделия здешних мастеров отличались от европейских аналогов  безупречным качеством и по стоимости могли достигать цены небольшого корабля.

Ремесленникам было запрещено выезжать за границу, так как они были хранителями секретов государственной важности.

Фужеры и рюмки 

Россия, Калужская губерния, село Милятино, завод Ф. Орлова (?) 1790-е

Бесцветное стекло, молочное стекло, филигранная (венецианская) нить 

Государственный музей-заповедник «Царицыно» 

Русское столовое стекло последней четверти XVIII века отличается простыми формами, утонченным декором— такую посуду можно было сочетать с любым фарфоровым сервизом. 

В XVIII веке в Россию пришла мода на «венецианскую нить»— спиралевидные орнаменты из «нитей» молочного стекла, которыми украшали ножки фужеров и рюмок. Среди русской знати такая посуда высоко ценилась, и отечественные заводы в конце XVIII века смогли освоить выпуск стекла, ничуть не уступающего лучшим европейским образцам.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?