Не все знают, но первый государственный музей современного искусства появился не в Нью-Йорке, а сто лет назад в Москве, 22 октября 1919 года. Просуществовал он, правда, совсем недолго, всего 10 лет.
В далеком 1919 году новая страна после революции плодила новые институции, и музейное дело не было исключением. Новый музей с присущим веку радикализмом отметал все традиции, в частности к развеске были привлечены сами художники и они с энтузиазмом взялись за дело.
Новыми были, конечно, и критерии отбора произведений — во главу угла ставилось новаторство творческого метода. Поэтому в коллекцию музея попали не только на тот момент уже известные мастера, но совсем молодые талантливые художники, многие из которых впоследствии стали звездами.
Принимали решение о составе коллекции такие великие экспериментаторы, как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко, Давид Штеренберг, Владимир Татлин, Александр Древин и другие.
Однако, как все мы знаем, время экспериментов в СССР быстро закончилось, а государство развернуло активную борьбу формализмом, и яркие картины, далекие от проблем и радостей народа, предпочли убрать подальше с его глаз. В 1929 году было принято решение о расформировании коллекции Музея живописной культуры (МЖК) и слиянии с Третьяковской галереей, часть коллекции отправилась по региональным музеям, а часть – в Третьяковку. В так называемом списке №1 были «Черный квадрат» Малевича, «Импровизация 7» Василия Кандинского, «Скрипка» Любови Поповой, «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» Наталии Гончаровой, «Отдыхающий солдат» Михаила Ларионова. Именно этот список и дал название настоящей выставке.
Кураторы выставки «Авангард. Список № 1» задались целью по архивам воссоздать ту самую развеску московского Музея живописной культуры (МЖК). Похожим образом была организована выставка в ГМИИ имени Пушкина «Щукин. Биография коллекции». Надо отметить, что кураторам Третьяковки это удалось исключительно хорошо.
Кроме хорошо знакомых нам работ из Третьяковской галереи, в экспозицию вошли работы из региональных музеев и из-за рубежа, в том числе из Тейт Модерн в Лондоне, Музея Людвига в Кёльне и Национальной галереи Армении (Ереван). Из Тейта и музея Людвига привезли работы Малевича.
Также это редкий шанс увидеть в Москве работы из знаменитой коллекции собирателя русского авангарда Георгия Костаки после болезненного разделения коллекции. В 1977 году Георгий Дионисиевич передал Третьяковской галерее значительную часть своей коллекции, чтобы вывезти остальное за рубеж, вторая часть коллекции из 1275 художественных работ русского авангарда осела в Государственном музее современного искусства в Салониках, которые и предоставили несколько работ для этой выставки.
В ходе подготовки выставки её организаторы проделали колоссальную исследовательскую работу. Как признаются куратор Любовь Пчёлкина и помощник куратора Ирина Кочергина, сами региональные музеи не всегда знали, какие сокровища находились в их коллекции, некоторые работы пришлось разыскивать и доставать с чердака, поднимая архивы и уточняя их провенанс.
Таким образом, нам представляется уникальная возможность словно перенестись во времени и очутиться в музее начала века, каким его представляли себе создатели и сами художники.
Выставка работает с 23 октября 2019 по 23 февраля 2020.