Система онлайн-бронирования авиабилетов Skyscanner попросила своих клиентов оценить качество бортового питания у мировых авиаперевозчиков. Еда оценивалась по десятибалльной шкале по таким критериям, как внешний вид, разнообразие и вкус блюд.
Рейтинг с самым лучшим питанием на борту возглавила авиакомпания Turkish Airlines, средний показатель которой составил 86%. Особенно респондентам понравилось то, что на рейсах турецкого перевозчика можно попробовать такие блюда, как фаршированный баклажан и пирожное с грушей и грецким орехом. Кроме того, помимо стандартного меню, авиакомпания предлагает своим пассажирам детское, кошерное и вегетарианское питание, а также меню с морепродуктами.
На второй строчке рейтинга оказалась компания Singapore Airlines, в составлении меню которой участвовал знаменитый британский повар Гордон Рамзи. Замкнула тройку победителей национальная авиакомпания ОАЭ Etihad Airways.
«Честно признаюсь, для меня результаты опроса – полная неожиданность. Turkish Airlines никогда не славилась разнообразием бортового питания. Видимо, опрашивали не россиян, иначе бы результаты оказались совершенно другими», – прокомментировала журналу EUROMAG итоги опроса гендиректор туроператора «Мегаполюс Турс» Виктория Кизимова.
В аналогичном ключе высказался и заместитель гендиректора компании «Русский Экспресс» Геннадий Косарев. «Лично для меня Turkish точно не на первом месте. Еда у Emirates поинтереснее будет», – сказал он.
Emirates, кстати, с показателем 77%, занимает только пятое место рейтинга. Помимо тройки лидеров, арабская авиакомпания также пропустила вперед ирландского перевозчика Aer Lingus.
Следом идут такие перевозчики, как гонконгская Cathay Pacific (75%), голландская KLM (75%), австралийская Qantas (72;%), российский «Аэрофлот» (71%), и замыкает десятку Air France (70%).
Попадание «Аэрофлота» в десятку рейтинга вполне заслуженно, считают собеседники EUROMAG. «В последние два-три года питание в «Аэрофлоте» действительно хорошее, на уровне мировых перевозчиков», – считает Геннадий Косарев.
«То, что «Аэрофлот» попал в десятку – это очень хорошо, и вполне заслуженно», – соглашается Виктория Кизимова. «Учитывая то, что в рейтинге есть такие авиакомпании, как Aer Lingus, Qantas или Virgin Atlantic, которые в Россию вообще не летают, – значит, доля россиян среди респондентов небольшая. И уж если иностранцы оценили еду «Аэрофлота», то это действительно большой шаг вперед для нашего перевозчика», – пояснила она.
А вот то, что «Аэрофлот» по качеству питания обогнал такую авиакомпанию, как Qatar Airways (15 место), эксперты считают нонсенсом.
«Европейцы всегда проигрывали азиатам и восточным авиакомпаниям по обслуживанию и по еде. Просто потому, что еда в Европе дороже, чем в Азии, и некоторые авиакомпании на этом действительно экономят», – говорит Виктория Кизимова.
Тем не менее, эксперты признают, что все чаще именно еда становится одним из предметов конкуренции между перевозчиками. «Стереотип «бортовое питание – малосъедобное питание», похоже, остался в прошлом», – говорит эксперт по питанию компании Skyscanner и совладелец эдинбургского ресторана Kitchen Porter’s Мэри Портер. «В условиях растущей конкуренции авиакомпании делают все возможное, чтобы опыт пассажиров был позитивным, – ведь это напрямую сказывается на лояльности путешественников к перевозчику», – добавила она.
По ее словам, в последние годы в эту сферу были вложены значительные средства, а к составлению меню привлечены лучшие шеф-повара планеты.
«Конечно, для пассажиров эконом-класса, я бы не вносила питание, как критерий выбора авиакомпании. Или поставила бы на самое последнее место. Если цена пассажиру нравится, то он может и без питания лететь», – сказала EUROMAG руководитель отдела развития Brussels Airlines Екатерина Меняело
«А пассажиры бизнес-класса и выше более требовательны к сервису, включая питание. Для них я бы поставила приоритеты следующим образом: имидж и безопасность авиакомпании, сервис, включая питание на борту», – добавила она.
Но решающим фактором для выбора авиакомпании питание не является никогда, заверяет Меняело. По ее словам, оно приобретает большее значение на длительных перелетах и в странах с определенными религиозными ограничениями по питанию.
С 11 по 19 места в рейтинге разместились следующие авиакомпании: Iberia, SAS, United Airlines, British Airways, Qatar Airways, Virgin Atlantic, Alitalia, Lufthansa и American Airlines, – единственный перевозчик, рейтинг которого оказался ниже 50%.