Аэропорт «Берлин-Бранденбург» за последние годы стал головной болью, граничащей с позором, для всей Германии. Новая воздушная гавань должна была стать одним из крупнейших транспортных узлов Европы, поэтому дифирамбы авторам проекта начали петь еще на стадии закладывания фундамента.
Прошло почти два года со дня, когда аэропорт должен был открыться, и у руководителей проекта вновь возникли проблемы.
За последние полтора года смета проекта была дважды пересмотрена в сторону увеличения – до 5,4 млрд евро, – уволен новый технический руководитель, а спустя полгода – и его преемник, а дата предполагаемого завершения так и не была окончательно озвучена. В ходе проверок выявлялись всё новые недочёты, возникали проблемы с кадрами.
Только лишь в конце 2014 года стала известна дата окончания строительства: аэропорт должен быть построен и введен в эксплуатацию в конце 2017 года.
«Аэропорт должен начать работу во втором полугодии 2017 года. Мы хотим закончить. Мы хотим, чтобы он работал», - заявил зампред наблюдательного совета управляющей компании Райнер Бретшнайдер.
Однако вскоре выяснилось, что воздушная гавань даже к этому времени не будет готова принимать заявленное количество пассажиров и что проекту требуются новые крупные инвестиции – возможно, на постройку дополнительного терминала.
В связи с этими затруднениями было принято решение пока что не закрывать аэропорт «Тегель», а, напротив, инвестировать в его модернизацию.
После объявления сроков директор аэропорта «Берлин-Бранденбург» Хартмут Медорн, подал в отставку.
Медорн был приглашен на должность в 2013 году и выполнял роль кризис-менеджера, пытаясь решить многочисленные проблемы проекта. Его уход спустя менее чем 2 года после начала работы в качестве директора был оценен как неожиданный и вызвал бурную реакцию в СМИ. Согласно некоторым источникам, есть сомнения в том, будет строительство завершено к заявленному сроку или же вновь отложено.
Кроме того, после проверки сметы проекта, выяснилось, что и в установленные 5,4 млрд евро, которые значительно превышают первоначальные расчеты, проект не уложится. Таким образом, руководителям проекта, а также всей воздушной отрасли, Берлина и правительства Германии накануне Рождества вновь оказалось не до отдыха.
История аэропорта «Берлин-Бранденбург» начинается в 1991 году, вскоре после объединения Германии: власти воссоединённой столицы совместно с властями федеральной земли Бранденбург выдвинули идею строительства единого берлинского аэропорта и с этой целью основали соответствующую холдинг-компанию.
Согласно утверждённому в 1996 г. плану, новая воздушная гавань должна была заменить все три работавших на тот момент берлинских аэропорта: «Тегель», «Темпельхоф» и «Шёнефельд». Место строительства было определено, в качестве даты открытия указывался 2007 год.
Уже в 2003 году, когда аэропортещё находился на стадии планирования, появились первые проблемы: для амбициозного проекта не нашлось частных инвесторов, все попытки передать его реализацию и последующее обслуживание какому-либо консорциуму оказались тщетны, и финансировать строительство пришлось из федерального и городского бюджета.
В 2004 г. был утверждён первоначальный бюджет, предполагающий траты в размере 1,7 млрд. евро.
Весной 2006 года, незадолго до предполагаемого начала строительства, аэропорт стал причиной бурного негодования местных жителей, главным образом, из-за шума, производимого самолётами: против его созданиябыло поданоболее 4000 письменных исков и прошений, однако федеральный административный суд отклонил их и дал добро на постройку. В сентябре того же года состоялась торжественная церемония открытия строительства, которое планировалось завершить осенью 2011г.
В 2008 г. был впервые пересмотрен бюджет: обновлённая стоимость реализации проекта составила 2,2 млрд. евро. В том же году был выведен из эксплуатации «Темпельхоф», один из трёх аэропортов, которые должен заменить «Берлин-Бранденбург». В 2009 году новому аэропорту присвоено имя экс-канцлера ФРГ Вилли Брандта.
Череда неудач, принесшая аэропорту скандальную известность, началась в 2010 году, с первым переносом предполагаемого завершения строительства. В том же году прошли многотысячные акции протеста, которые вынудили наблюдательный совет проекта пересмотреть график будущих полётов и заняться усовершенствованием звукоизоляционных построек.
В 2012 году ввод аэропорта в эксплуатацию был вновь отложен из-за обнаруженных нарушений в противопожарной системе, что повлекло за собой увольнение технического руководителя проекта. Его преемник, заступив на должность, попросил об ещё одной отсрочке, уже третьей по счёту. Дата окончания строительства перенеслась на конец 2013 года.
Клаус Воверайт, берлинский бургомистр, занимавший на тот момент пост председателя наблюдательного совета проекта, в ноябре 2012 года заверил общественность в том, что аэропорт будет сдан в срок, но, как оказалось,поспешил: вскоре после его заявления обнаружилось такое количество изъянов и ошибок в работе строителей и инженеров, что стало предельно ясно: новой отсрочки не избежать.
Авторитет Воверайта начал падать, он был отстранён от должности председателя, а в следующем году и вовсе сложил с себя полномочия бургомистрапосле13 достойных летна этом посту.