В среду во Внуково был отменен рейс авиакомпании SkyExpress по маршруту Москва-Ларнака (Кипр). Как говорится в пресс-релизе Федерального агентства воздушного транспорта, SkyExpress не получил необходимого согласования с назначенным перевозчиком на этом маршруте - авиакомпании «Аэрофлот», поэтому запланированный на среду рейс выполнен быть не может.
Всего на самолет SkyExpress было продано более 130 билетов. Самолет должен был вылететь в 8 утра.
Фактически это первое крупное ЧП на российском туррынке из-за приказа Министерства транспорта N92, который обязывает чартерного перевозчика получать разрешение на рейс у назначенной на этот маршрут авиакомпании. Сам приказ вышел еще в 2008 году, однако долгое время о нем никто не вспоминал и разрешения никто не получал.
Но в феврале борьбу с чартерами неожиданно начал «Аэрофлот», который «вспомнил», что является назначенным перевозчиком на кипрскую Ларнаку и греческий Ираклион, и отказал «Трансаэро» в выполнении полетов по этим маршрутам. В ответ «Трансаэро» заявила, что ее назначили на такие туристические направления, как Монастир, Гоа, Санья, Тель-Авив и др., и, соответственно, кроме «Трансаэро» в эти города никто другой летать не будет.
Чуть позже спор двух авиакомпаний заразил S7 Airlines – она напомнила всем, что является назначенным перевозчиком в болгарские Бургас и Варну, и не планирует разрешать некоторым авиакомпаниям чартерные программы в эти города.
Российские туроператоры, не понимающие, кто в данном случае виноват, просили вмешаться Росавиацию. Но чиновники долгое время хранили молчание и ответили лишь на прошлой неделе. Глава ведомства Александр Нерадько заявил, что приказ Минтранса надо выполнять. Однако, по словам представителя Минтранса Владимира Тасуна, подобная система (где требуется обязательное согласование с назначенными перевозчиками) действует только на трех направлениях - это Греция, Кипр и Болгария. В остальных случаях разрешения на чартерные перевозки будут выдаваться исключительно по решению Росавиации.
Авиационные чиновники заверяют, что их решение о поддержке регулярных перевозчиков в борьбе с чартерными – это исключительно забота о туристе. Во-первых, у назначенных перевозчиков лучше флот, во-вторых, есть резервные борта. Кроме того, они летают по «своим» направлениям круглый год, а чартеры приходят в разгар сезона и «лишь снимают сливки».
Туроператоры, в общем-то, согласны с мнением Росавиации. Однако они считают, что «наводить порядок» следует в конце туристического сезона, а не в его начале. Ведь из-за неразберихи, которая сейчас возникнет, крайними опять будут туристы.
Сразу после заявления Росавиации, шесть российских авиакомпаний - «Трансаэро», «Оренбургские авиалинии», «Атлант-Союз», «ВИМ-Авиа», «Таймыр» и «Небесный Экспресс» - направили письмо к министру транспорта РФ Игорю Левитину с требованием выдачи разрешений на выполнение чартерных программ без получения согласования назначенных перевозчиков при наличии соответствующих условий в действующих международных договорах.
Но «Аэрофлот» занял противоположную позицию по данному вопросу. В пресс-релизе авиакомпании указывается, что привлечение чартерных компаний на маршруты Москва-Ларнака (Кипр) и Москва-Ираклион (Греция), на которых она является назначенным авиаперевозчиком, нанесет ей экономический ущерб. Кроме того, в пресс-релизе «Аэрофлота» обращение авиакомпаний в Минтранс оценивается как «откровенно провокационное».
В Росавиации, в свою очередь, посоветовали авиакомпаниям перенести спор на осень, то есть после окончания сезона.
А мне кажется, что разборки надо устраивать в октябре или в ноябре, а не в конце мая...Да уж точно не в день вылета самолета сообщать, что он не полетит
Было бы неплохо разобраться уже с чартерами по-серьезному