germania-online.ru: НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА: ОТ "A" ДО "Z"

Около 12,5 миллионов немецких школьников в новом учебном году отправились в поход за знаниями. В свой первый учебный день каждый первоклашка по традиции получил кулек со сладостями (Schultüte). И это, пожалуй, единственная константа, объединяющая немецких школяров.

Школьный ландшафт Германии, несмотря на попытки реформ, сегодня остается весьма неоднородным. По закону школьная жизнь находится под надзором государства, на деле ею управляют министерства образования федеральных земель. В каждой из них детей учат, опираясь на свой собственный Закон об образовании. Необходимость подвести принципы школьной системы под общий знаменатель сегодня признают как простые граждане, так и политики.

Различия начинаются уже с того, что за учебники в каждой земле школяры садятся в разное время. Так, в начале августа первыми в стране учебный год нынешним летом начали школьники Гамбурга, Бранденбурга, Берлина и Шлезвиг-Гольштейна. Через две недели собрали портфели в Гессене, Рейнланд-Пфальце и Сааре. Родители Северного Рейна и Саксонии проводили своих чад в школу в конце августа. А у юных баварцев новый учебный год начинается только 12 сентября. Главный резон того, что графики каникул не совпадают – экономический. Ведь большинство немцев предпочитают отдыхать вдали от дома. И если все чадолюбивые бюргеры одновременно уйдут в отпуск и снимутся с мест во время летних каникул, то такой массовый отдых непременно отразится на экономике страны. Еще одно объяснение разницы школьных графиков кроется в религиозных календарях. Так, например, в католической земле Саар, где церковным праздникам традиционно придают большое значение, пасхальные каникулы в этом году длились целых пять дней, а гамбургским детям правительство дало лишь один выходной.

Поскольку каждая школа подчиняется правительству своей земли, то ипрограммы, правила и даже длительность обучения в разных регионах различаются. За партой в Германии, согласно закону об обязательном школьном образовании, можно сидеть от шести до девятнадцати лет. И в зависимости от выбранной модели образования обучение длится от 10 до 13 лет. В Германии действует принцип: чем способнее ребенок, тем больше у него возможностей получить качественное образование.

Школьная система делится на начальную и среднюю ступени. В начальной школе (Grundschule) дети учатся первые четыре года. Исключения составляют Берлин и Бранденбург, где базовые знания по математике, немецкому и английскому языкам, краеведению, музыке ирелигии дают в течение шести лет. После начальной школы немецкие школьники и их родители могут выбирать между гимназией (Gymnasium), реальной школой (Realschule) и школой общеобразовательной (Hauptschule).

Самые светлые головы отправляются в гимназии, аттестаты которых служат пропуском во все ВУЗы страны без экзаменов. Гимназисты в основном налегают на гуманитарные дисциплины: в их расписании, история, музыка, искусство, немецкий, английский и второй иностранный языки, а также математика, химия, биология, физика, география и спорт. Последние два года обучения нацелены на выбор будущей профессии: наряду с общеобразовательными предметами подростки выбирают несколько специализированных дисциплин по душе. Выпускникам гимназий вручается заветный аттестат зрелости Abitur для поступления в университет.

Реальная школа, где с пятого по десятый класс учатся около 40 процентов всех школьников, ориентирована на выбор будущей профессии. Эта школа тоже обладает достаточно высоким статусом и дает профессиональное образование в сферах обслуживания, торговли и госслужбы. Основное внимание здесь уделяют профильным предметам, и по окончании выдается аттестат (Fachoberschulreife), позволяющий поступить в техникум или профессиональное училище. А наиболее способным выпускникам реальной школы не заказан путь в 11-й и 12-й гимназические классы, а затем и в университеты.

Те, кто не хватает звезд с неба за партой, продолжают свой школьный путь в общеобразовательной школе до 10 класса. Таковых около четверти среди немецких детей. Как и в реальной школе, детей здесь готовят к профессиональной жизни и дают основополагающее базовое образование. После окончания общеобразовательной школы ученики обычно поступают в профессиональные училища.

Своеобразным гибридом трех перечисленных вариантов считаетсяобъединенная школа (Gesamtschule). Курс обучения рассчитан на 6 лет, с 5 по 10 класс, но в школах некоторых земель есть и старшие классы (с 11 по 13), организованные по принципу старших классов гимназий, однако в отличие от гимназии сюда поступают дети и без рекомендаций из начальной школы. Успешно закончившим старшие классы объединенной школы выдается аттестат зрелости (Hochschulreife), открывающий дорогу для поступления в университет.

Однако получить Abitur можно не только в казенных, но и вчастных школах, каковых в Германии сегодня более пяти тысяч, около трех тысяч из которых – общеобразовательные. За счет родителей немецких отпрысков обучают еще и в приватных интернатах, католических и лютеранских школах, а также школах Монтессори и Вальдорфских школах. За последние два десятилетия число учеников в частных общеобразовательных учреждениях выросло более чем в два раза. Родители называют два основных мотива, заставляющих их раскошелиться: желание, чтобы отпрыск рос в лучшем социальном окружении, а также имел условия для личностного развития. Ведь классы в таких школах небольшие, выбор дисциплин шире и к тому же заинтересованность учителей гораздо выше. А вот мотивации учеников отнюдь не способствует тот факт, что в частных школах до старших классах не ставят оценок и, соответственно, не оставляют на второй год.

Впрочем, в немецком обществе не устают критиковать и государственную школьную систему, а также экспериментировать над ней. И хотя политики федерального уровня давно ратуют за единые образовательные стандарты, местные власти продолжают ставить опыты. Так, например, предыдущее правительство Шлезвига-Гольштейна по инициативе либеральной партии предоставило гимназиям право самим определяться в пользу восьми- или девятилетнего варианта обучения, в результате 19 школ в прошлом году перешли на девятилетнюю модель. Однако недавно пришедшая к власти правительственная коалиция выразила желание вернуться к прежнему варианту, что вызвало волну родительского гнева. В итоге ученики 19 гимназий будут учиться девять лет, а остальные их ровесники на год больше. А правительство земли Баден-Вюртемберг, наоборот, с нового учебного года предложило гимназистам учиться на год дольше.

Ломают копья и по поводу введения так называемой единой школьной системы (Gemeinschaftsschule), предусматривающей, что школьники с первого по десятый класс будут учиться в одних стенах. Сторонники этой идеи сетуют на то, что гимназические двери зачастую открываются лишь детям состоятельных родителей и четырех лет недостаточно, чтобы выносить приговор о способностях ребенка. А к тому же, по их мнению, такая система поможет преодолеть национальные и социальные барьеры. Среди пионеров-реформаторов Баден-Вюртемберг, где в сентябре на новую модель перейдут 42 школы. Однако даже поборники реформы признают, что в концепции единой школы много неясностей. Например, еще не решено, будут ли оставлять на второй год аутсайдеров.