Люцерн: Пасхальный фестиваль и русские романсы

В предпасхальное время (а католическая Пасха в этом году праздновалась 31 марта) в Европе проходит большое количество концертов классической музыки. Однако наибольшей интенсивности концертная жизнь достигает в Люцерне, где с 1988 года проходит Пасхальный фестиваль. Каждый вечер в суперсовременном концертном зале Люцерна проходит концерт либо «звездного» коллектива, либо выдающегося исполнителя. Одновременно организуются концерты и мастер-классы на других площадках города. Люцерн буквально переполняется классической музыкой.

Гостями фестиваля в этом году стали Лос-Анджелесский филармонический оркестр под руководством Густаво Дудамеля, болонский оркестр Моцарта во главе с Клаудио Аббадо, Симфонический оркестр Баварского радио и Марис Янсонс, оркестр «Английские барокко-солисты» и хор Монтеверди под управлением Джона Элиота Гардинера.

О выступлении последнего коллектива хочется рассказать подробнее. Гардинер, признанный во всем мире интерпретатор барочной музыки, привез в Люцерн «Страсти по Иоанну» Баха - бесспорно, самое «пасхальное» произведение музыкальной литературы, шедевр из шедевров. «Английские барокко-солисты» - первоклассный ансамбль, играющий на аутентичных (барочных) инструментах, а хор Монтеверди - один из лучших хоровых коллективов в мире.

Гардинер задействовал и великолепных певцов, которые сделали музыку Баха еще ближе, интимнее и трагичнее. Результат - два часа полного блаженства, торжества музыки и Духа. Описывать словами «Страсти по Иоанну» - дело бесполезное, поэтому хочется пожелать читателям найти хотя бы несколько минут и прослушать любой отрывок из баховской трагедии. Кстати, имеется и студийная запись того же оркестра, хора и дирижера.

Михаил Мурашов

В 1999 году с отличием закончил МГУ им. Ломоносова, в 2000-2002 годах учился в аспирантуре Свободного Университета Берлина. Кандидат исторических наук, специалист по послевоенной истории ФРГ. Как и многие истфаковцы, пришел в журналистику, возглавив журнал «Кадровый менеджмент». С 2005 года теорию управления персоналом воплощал на практике, возглавляя департаменты внутренних коммуникаций в таких компаниях, как «РУСАЛ», «Ренессанс страхование», «ВымпелКом».  Хобби – путешествия и классическая музыка (а на практике – классическая музыка как повод для путешествий). 

Помимо Пасхального фестиваля мне удалось побывать на примечательном музыкальном событии в городке Хергисвиль в 12 км от Люцерна. Накануне Вербного воскресенья местная церковная община организовала необычный пасхальный концерт, состоявший из русских классических романсов, и пригласила московских исполнителей - сопрано Светлану Создателеву и пианиста Михаила Егиазарьяна. Светлана, солистка «Геликон-оперы», выступала на многих престижных площадках Европы и мира. В начале марта ее работа в новой постановке «Геликона» «www.nibelungen.ru» (своеобразном путешествии по операм Вагнера) получила очень теплую критику.

Михаил, ученик великих Важы Чачавы и Наума Штаркмана, выступает как сольный пианист и аккомпаниатор в России и за рубежом. Исполнители проявили незаурядную смелость - трудно прогнозировать, как примет неподготовленная аудитория сложную, большую программу из 16 романсов Чайковского, Рахманинова, Глиэра и Метнера, и очень велик соблазн «накормить» публику мелодиями, которые у всех на слуху.

Светлана и Михаил решили пойти сложным путем (так, романсы Глиэра и Метнера редко исполняются даже в России), и этот риск был вознагражден прекрасным приемом слушателей. Хочется отметить артистизм, темперамент, лиричность Светланы (а без них за русские романсы лучше и не браться) и виртуозную, мастерскую игру Михаила. Честное слово, такие концерты, как этот, вызывают не меньше энтузиазма, чем выступления звезд первой величины!