Еще немного слез по «Титанику»

Мне показалась, что у меня едет крыша. Мимо проплывала реклама кинофильма Кэмерона – «Титаник». Тот самый, который уже обрыдала на весь мир Селин Дион, про который обкусались в подушки миллионы девушек: «а чо этой жирной корове Он (Лео) достался???» Это был натуральный бред, если бы это не было правдой. Правдой в 3D.

Мы проходили это уже с Пинк Флойд, мы проходили это с Битлз, мы проходили это с Лед Зеппелин. Когда было пора снимать миллиардные урожаи с переизданий классики рока, вдруг, как по мановению палочки, прогресс сделал прыжок и – оба-на! – вместо виниловых дисков мы начали покупать reel-to-reel, потом MC, потом CD, потом MD, а были еще 8-Картриджи, если кто помнит.

Теперь, конечно, еще на DVD, потом на золотых  DVD, и, конечно, на Blue Ray. И каждый раз фанаты преданно покупали, кроме виниловой коллекции Rolling Stones, полное собрание CD, и так далее, и так далее... Так что я не удивлен, что Джеймс Кэмерон решил еще раз пропахать поляну и просеять золотоносный песочек. Но, если бы он один.

Русское телевидение, обезумевшее от безнаказанности, тоже рассказывает про «Титаник», – особенно, про то, как его погубил жидомасонский заговор. Если не чистое бабло, то хотя бы рейтинг сорвать. Вот люди поприличней уже показали по канадскому телевидению первую серию минисериала «Титаник» от создателей, кстати, «Даунтон Эбби» – телесериала, который занимает уверенные места в мозгу русских домохозяек из числа умеющих пользоваться интернетом.

Минисериал, во всяком случае – его первая часть, рассказывает, в основном, про графа Мантона, который купил билеты на «Титаник» для всей семьи и посадил на него еще и свою дочь Джорджину, которая была борцом за право женщин на голосование (оно же – выборное право). Серии, которые сняты по сценарию оскароносного Джулиан Феллоус (за Госфорд Парк), длиной по часу. И вот что меня жутко нервирует – оказывается, на этом «Титанике» не было Леонардо Ди Каприо! Черт! У каждого, похоже, свой «Титаник».

Игорь Мальцев

Российский журналист, долгие годы - обозреватель ИД "Коммерсантъ", первый главный редактор журнала «Медведь», журнала «Другой», а также шеф-редактор журнала «Коммерсантъ - Автопилот». Его колонки знакомы читателям «Известий», «Сноба» и десятков других отечественных изданий. По первому образованию – моряк. Любит путешествовать с фотокамерой. Любимые направления – Исландия, Германия, Шотландия и Южная Африка.

Для меня «Титаник» – это павильон киностудии, куда за день до «Оскара», на котором Кэмерон получил все, что мог, меня привела Вики Копелевич (она была сопродюсером моей ТВ-программы) по какому-то нашему советскому блату. Это типовой огромный павильон студии (кажется, Fox), посреди которого стояли поддоны, на которых громоздились сотни и сотни тарелок, чашек, вилок и прочей посуды с надписью «Титаник».

Кэмерон заказал для съемок полные копии судовых наборов посуды. Если бы я знал, у кого спросить – можно ли купить чашку с фальшивого «Титаника», я бы спросил, но никого не было. А национальный спорт – сунуть в карман – это не по мне. Но проделанная работа подкупала тщательностью. Когда мне начинают говорить про какое-нибудь местное кино, я всегда вижу халтуру вот в таких деталях, как ложечки.

Кстати, при «Мосфильме» иногда директора картин строили для съемок про деревню срубы, а по окончании просто продавали их на сторону как дома и клали бабло в карман. Ну, это, кстати, о «Титанике», который у каждого свой, поэтому местное кино – это один затянувшийся поход от айсберга вниз.

На следующий день после того, как айсберг из сотен единиц посуды с логотипом «Титаник» (а куда они все это дели, черт побери?) проплыл-таки мимо меня, я уже сидел и докапывался до композитора Джеймса Хорнера, который наваял весь этот псевдоирландский музон для кинофильма. Я понимаю, что он написал музыку уже к двум миллионам кинокартин. И все его за это ненавидят. Но. My Heart will go on – будучи построенной на музыкальных архетипах (включая кельтскую музыку), как Lego из кубиков пластмассы, – реально крутая пьеса, плюс пластичный голос Дион – и все, взрыв мозга обеспечен.

Половина из миллиона тонн слез по поводу Леонардо и Кейт никогда не была бы выплакана, если бы циничный Хорнер не выдавливал бы их своим грязным сапогом из слезных мешков доверчивых зрителей. Он затоптал нас, композер, своими аккордами. И, конечно, шепелявая (ну, не может она пропеть чистое  e-S – послушайте внимательно) Селин Дион добила.

И вот теперь Кэмерон нам впаривает все это еще раз. После кинопроката, после DVD, после Blue Ray и после продажи CD c Original Soundtrack. Это что же такое? Это ничуть не лучше тех парней, которые продали билеты на новый круизный лайнер, который вышел в воскресенье маршрутом «Титаника». Кстати, есть масса людей, которые скорей полетели бы каким-нибудь сибирским авиарейсом, чем поперлись бы на теплоходе, одетыми в костюм пассажира с «Титаника» навстречу неизвестности.

А с другой стороны – молодец этот Кэмерон. Зарабатывает миллионы настоящим трудом, а не приватизацией «Упалкалия» или «Сипнефти» – каждый доллар из миллионов и миллионов подсчитан, учтен и обложен налогом. А он все везет и везет кассу своими фильмами. И что самое крутое – что он тратит эти деньги не на покупку очередного идиотского апартамента на Манхеттене за 32 миллиона долларов, а на финансирование погружений в Марианскую впадину. На сохранение и функционирование знаменитых советских глубоководных аппаратов «Мир», которые были, правда, построены инженерами и рабочими Финляндии на финских же заводах, но неважно. Это вам не по Куршавелям с девками кататься.

Так что, так и быть – мы ему еще денег занесем. Только у меня от 3D глаза болят. Поэтому, закроем глаза и еще раз послушаем оскароносный score от этого игорякрутого из Голливуда – Джеймса Хорнера.