Почему стоит отправиться в речной круиз по России

Еда, маршруты, развлечения – все о путешествии на новом теплоходе «Мустай Карим»

Речные путешествия очень популярны в Европе. Двухнедельный круиз из Парижа в Прагу по Сене, Рейну и Мозелю или почти месяц плавания из Амстердама в Бухарест – европейские туристы готовы отдать за такой отдых от двух до семи тысяч евро. При этом короткие путешествия между близлежащими городами стоят гораздо дешевле и нередко заменяют поезд. Из Вены в Братиславу и обратно по Дунаю можно добраться за 22 евро в одну сторону на Twin City Liner – он идет чуть больше часа. Правда, о билетах нужно побеспокоиться заранее, лучше за пару недель.

Казалось бы, в России, где общая длина рек – больше 12 миллионов километров, речные круизы должны быть популярны. Однако долгое время в нашей стране не строили круизные лайнеры типа «река-море». Пока в сентябре прошлого года на воду не спустили «Мустай Карим» – первый пассажирский теплоход такого типа, построенный на отечественной верфи за 60 лет. Сначала лайнер носил имя «Князь Владимир», но потом его переименовали в честь башкирского писателя.

«Мустай Карим». Фото: Мария Гореславская

Этим летом судно передали владельцу – компании «ВодоходЪ», и 22 августа с обновленного Северного речного вокзала «Мустай Карим» отплыл из Москвы в Петербург. 

Пассажиром одного из первых круизов – из Москвы до Костромы через Мышкин, Углич и Ярославль – стал корреспондент Euromag Кирилл Комаров.

Снаружи: утюг

«Мустай Карим», построенный на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, – самый необычный теплоход, который можно увидеть на реках России. Он совершенно не похож на привычные нам речные суда, – в первую очередь, из-за необычной формы, напоминающей утюг.

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на «Мустай Карим», – нос с обратным наклоном и плоская крыша. Конструкция придумана неспроста: теплоходы с таким инверсным носом не поднимает волной. Наоборот, теплоход подныривает под нее, «режет» и благодаря этому намного меньше раскачивается.

Материалы по теме

Для отдыха на реке, где сильных волн не бывает, это не столь важно, а вот для круизов по морю – очень даже. Класс М-ПР позволяет судну ходить с высотой волны до трех метров, он также может работать в битом льду.

Сейчас «Мустай Карим» – крупнейшее пассажирское судно на реках России. Представьте, оно примерно на двадцать-пятьдесят метров длиннее футбольного поля. «Карим» больше других теплоходов, а принять на борт может 329 пассажиров. К их услугам – четыре палубы плюс «крыша» – солнечная палуба с лежаками.

Внутри: отель

На лайнере 160 кают. Большинство – класса делюкс, также есть люксы, один гранд-люкс и полулюксы – последние оборудованы для людей с ограниченными возможностями.

Каюты делюкс – довольно просторные, площадью 20 м2, светлые и напоминают номер в отеле ­– дизайном занималось голландское ателье Guido de Groot. Кровати раздельные, но если попросить, их сдвинут.

В каюте есть телевизор с 40 каналами, а также «кухня» с чайником, кофе-машиной и холодильником.

Балконов на «Мустай Кариме» нет, зато есть огромные открывающиеся окна в пол.

Душевая кабина действительно большая – кто ходил в круизы на старых теплоходах, будет приятно удивлен. 

Еда

На теплоходе два основных ресторана: «Агидель» и «Иремель». Еда включена в стоимость круиза.

Из-за пандемии на теплоходах полностью отказались от системы «шведский стол». Выбрать еду на следующий день можно утром на завтраке. Каждая позиция – по три-четыре варианта.

Меню отличное: на завтрак можно взять кашу, сырники или блинчики. На обед и ужин – салат, например, из дыни с пармской ветчиной, горячее и десерт. На ужин подают бокал вина, а вот в другое время алкоголь платный, и выбор в винной карте весьма неплох. Безалкогольные напитки входят в стоимость круиза. Чай и кофе можно пить хоть целый день.

Бары

На теплоходе – два бара: «Панорама» и «Башкирия». «Панорама», расположенная под капитанской рубкой, –  фактически единственное место, где можно посмотреть на реку по ходу движения теплохода. Тут по вечерам – музыкальные вечера и дискотека.

В «Башкирии» можно послушать саксофон. Но бывают и шумные мероприятия – например, караоке-баттл. 

Под конференц-залом на второй палубе на корме расположена «Винная библиотека» – еще один бар с книгами и настольными играми.

Другие развлечения

На теплоходе есть фитнес-зал с тренажерами, парикмахерская и спа-центр. Сауна платная. Можно заказать массаж – от 900 рублей за 20 минут до 3000 рублей за полтора часа.

Ну, и крыша: «солнечная» палуба с лежаками – единственное большое открытое пространство на теплоходе. 

Еще на корабле есть бесплатный wi-fi, но работает он не всегда хорошо.

Цена круиза

14 сентября «Мустай Карим» отправился в 12-дневное путешествие из Москвы в Ростов-на-Дону. Этот круиз на сайте компании «Водоходъ» продавался за 93 600 за человека. Если не идти до Ростова, а сойти, например, в Самаре через семь дней, то круиз обошелся бы в 54 600 рублей.

Для сравнения: 12-дневный круиз из Парижа в Цюрих компании Viking Cruises стоит намного дороже – 3200 евро, то есть примерно 284 000 рублей по текущему курсу.

Интересный круиз у лайнера стартует 25 сентября – по Азовскому и Черному морям. Теплоход впервые покинет реку и выйдет в море: шесть дней с посещением Ейска, Новороссийска, Темрюка и Таганрога обойдутся также в 54 600 рублей.

Последний круиз в сезоне 2020 из Москвы в Углич и обратно (6 – 8 ноября) сейчас можно купить за 23 400 рублей за человека. Точно такой же круиз на 1 – 3 мая 2021 года стоит уже на 5 тысяч дороже.

Во-первых, покупая круиз, вы платите за перемещение. Вы заходите в каюту, разбираете чемодан и ежедневно просыпаетесь в новом месте. Во-вторых, за трехразовое питание с безалкогольными напитками. В-третьих, за экскурсии. Вас, конечно, никто не заставляет на них ходить, но если есть желание – просто моргните.

Ну, и в-четвертых, в стоимость включена развлекательная программа на борту: песни, пляски, лекции и мастер-классы.

Скоро «Мустай Карим» будет не одинок: на заводе в Астрахани строится еще один лайнер аналогичного проекта PV300, «Петр Великий». И хотя заложили его даже раньше, работа затормозилась. Передать заказчику «Петра» обещали еще этим летом, но теперь срок сдвинулся на май 2021 года.

Фото: Кирилл Комаров; Водоходъ