Фрирайд & Скитур

Ливиньо для ценителей свободы и искателей приключений

Популярность фрирайда в России и мире с каждым годом растет. Свободное катание вне трасс по целине открывает заманчивые перспективы: можно уйти подальше от остальных лыжников и сноубордистов, чтобы нарисовать собственные линии на заснеженных склонах и насладиться паудером и горными пейзажами.

С развитием мировой лыжной индустрии в целом и ростом опыта самих катающихся все больше людей осознанно приезжают на горнолыжные курорты ради фрирайда и скитура. Сегодня уже сложно представить одно без другого. Скитур не только позволяет добраться до интересного спуска, но и превращается в увлекательное приключение, удовольствие от которого не меньше, чем от катания по целине.  

Правда, удовольствие это сопряжено с рисками схода лавин, и далеко не везде фрирайдеры могут свободно раскатывать паудер. В некоторых странах и горных регионах выход офф-пист и катание без гида запрещены законом, что может грозить нарушителям лишением ски-пасса и серьезным штрафом. Так, до 2013 года во всей Италии нельзя было кататься вне трасс без гида, если лавинная опасность превышала стандартный уровень. Фактически фрирайд с гидом тоже был рискованным, так как в случае происшествия страховая компания отказала бы в выплатах.

Сегодня ведущие в мире горнолыжные курорты всерьез озабочены вопросами лавинной безопасности. Ливиньо одним из первых в Италии пошел по пути развития фрирайд и бэккантри активностей в регионе. Пять лет назад здесь был запущен инновационный фрирайд-проект Ливиньо, что позволило курорту взять стихию под контроль и отпускать лыжников и сноубордистов кататься вне трасс самостоятельно. С каждым годом проект развивается, чтобы предоставить фрирайдерам максимум информации для свободного катания и повысить безопасность.

Скоро о фрирайде в Ливиньо выйдет документальный фильм, созданный командой Ride The Planet. В съемках приняли участие райдеры Григорий Корнеев, Андрей Москвин и Константин Галат.

«Мы тут были полтора года назад, летом, и снимали велосипедную тему, место понравилось, большие горы, широко, вольно, хорошая инфраструктура, – рассказывает автор и продюсер проекта Константин Галат. – Но зимой я здесь в первый раз. Это единственный регион катания в Италии, где официально разрешен фрирайд без гидов…  И не просто разрешен, тут есть целый фрирайд-центр (Livigno Outdoor Center), в котором по вечерам собираются гиды, райдеры, просто любопытствующие и обмениваются опытом катания, идеями и секретными местами».

Малый Тибет

Среди фрирайдеров Ливиньо известен как альпийский Малый Тибет. Так курорт прозвали за уникальное сходство с Гималайским плато. Сам городок находится в долине на высоте 1816 м, а по обе стороны – гребни итальянских и швейцарских гор. Здесь две зоны катания – Карозелло 3000 и гора Моттолино Фан, и наверху каждой из сторон открываются бескрайние просторы для скитура.

Местные гиды насчитывают более сотни маршрутов для скитура разного уровня сложности, для катания вне трасс доступны более 200 км2 склонов, есть программы хели-ски, организуются походы на снегоступах, разработана недельная программа катания на фэтбайках, возможны полеты на параплане и ледолазание. Для самостоятельного фрирайда без гида создана подробная карта с лучшими спотами, приобрести ее можно в спортивных магазинах или на сайте.

«В Ливиньо есть всё для кайфового времяпрепровождения: хорошая погода, просторы для лыжных, пеших или велопутешествий, и на твоем пути будут разбросаны самые разнообразные кафешки», – делится фотограф Андрей Британишский после съемок в Ливиньо с прорайдером Сашей Ильиным.

Благодаря обильным снегопадам в течение долгой зимы и низким температурам в Ливиньо обычно длинный сезон – с ноября по май. За зиму выпадает от 8 до 15 метров снега, и глубина покрова на вершинах в снежный сезон обычно около двух метров, в городе – около метра.

«Один из основных моментов с точки зрения фрирайда, который стоит иметь в виду, – рассказывает Андрей, – здесь снег действительно сохраняется долго в хорошем состоянии и при этом почти не раскатывается. Мы умудрялись кататься без следов совсем рядом с трассами, и это спустя три недели после снегопада!»

По словам местных гидов, в Ливиньо сочетаются все виды рельефа: широкие открытые поля без деревьев, крутые лесные зоны и скалистые участки, где можно сочетать спуск на веревках и скитуринг. Но в целом это мягкий рельеф: существует всего несколько экстремальных зон, остальная область подходит для экспертного и среднего уровня катания.

«Cтоит ли ехать в Ливиньо за фрирайдом? Однозначно стоит! Это пока мало известное российским фрирайдерам место, которое будет интересно для самого разнообразного уровня катания: и тем, кто только иногда уезжает с подготовленной трассы, и тем, кто готов к самостоятельным выходам на скитуре либо хочет попробовать хели-ски», – говорит Оксана Чекулева, лыжный гид АГГР, двукратная чемпионка России по фрирайду.

«Я бы точно рекомендовал Ливиньо для первых шагов вне трасс или, к примеру, для катания вне трасс с детьми. Одназначно тут будет интересно любителям скитура: можно за день перевалить через пару хребтов, при этом ориентироваться в открытых пространствах не составит большого труда, – добавляет Андрей. – Все это представляется в такой приключенческий фрирайд».

Фрирайд уже стал трендом в Ливиньо. В 2015 году здесь впервые был проведен Европейский фрирайд-фестиваль, в рамках которого проходил этап мирового фрирайд-тура – FWQ4*. По итогам состязаний лучшей среди сноубордисток стала наша Анна Орлова. В Ливиньо показывают фрирайд-кино, организуют тесты оборудования, семинары с известными райдерами, бэккантри-походы и мастер-классы по лавинной безопасности. Сюда приезжают ради нехоженых спусков с пиков в лес, увлекательных скитур-вылазок и знакомства с дикой природой этого региона. Заметно, как курорт становится одним из европейских центров фрирайда.

Фрирайд-проект

Ежедневно в офис Фабиано Монти, руководителя фрирайд-проекта Ливиньо, стекается собранная за 24 часа информация с пяти автоматических метеостанций, поступают отчеты от горных гидов. Также анализируются данные региональных лавинных бюллетеней и моделей снежного покрова (команда Монти моделирует состояние снежного покрова в меняющихся погодных условиях). Все эти сведения, подкрепленные прогнозом погоды, позволяют фрирайд-команде курорта выпускать каждый день к 18 часам актуальный «Лавинный Прогноз» и при необходимости обновлять его к 8 утра до запуска подъемников.

Лавинную обстановку доносят до фрирайдеров всеми возможными способами: информация появляется на сайте курорта, в приложении MyLivigno, социальных сетях, транслируется на экранах возле подъемников. Также команда ежедневно выдает любителям офф-писта «Снежный Бюллетень», точно показывая, в каких частях курорта на данный момент лучшие условия для фрирайда.  

Для начинающих фрирайдеров в Ливиньо выделены специальные безопасные зоны катания – Freeride Approaching Areas. Размечены безопасные маршруты для скитура и снегоступинга, проводятся двухдневные обучающие скитуру занятия и базовый однодневный курс фрирайда.

До приезда в Ливиньо Фабиано Монти получил высшее образование в области естественных рисков в окружающей среде и защитил докторскую диссертацию в Давосе в Институте исследования снега и лавин (SLF).

Помимо ежедневного выпуска Лавинного Прогноза и Снежного Бюллетеня, команда Монти выходит в горы, исследует снег в критических зонах, оценивает стабильность снежного покрова и вероятность рисков для дорог Ливиньо и самого курорта, решает, нужно ли закрыть какую-то опасную зону и вызвать управляемый сход лавины. Проводятся встречи по безопасности с горными гидами, чтобы помочь им правильно спланировать маршруты и снизить риски.

Сделать фрирайд безопасным – первостепенная задача, но это еще не все. Особое внимание здесь уделяется общению с единомышленниками. В Ливиньо создан Livigno Outdoor Center, где ежедневно с 16:00 до 19:00 фрирайдеры могут свободно пообщаться с горными гидами Ливиньо. А по воскресеньям с 18:00 до 19:30 проходят встречи фрирайдеров в местной пивоварне Birrificio Livigno, где можно узнать у горных гидов текущую ситуацию со снегом, посоветоваться, спланировать маршрут или записаться в группу.

Главные правила фрирайда

Как в любом спорте, во фрирайде необходимы техника, практика, физическая подготовка и знания. Катающимся вне трасс стоит помнить, что они сами за себя отвечают и должны знать правила безопасности.

В Ливиньо составили десять золотых правил фрирайда. Вот несколько из них: возьмите с собой лавинное оборудование (датчик, лопату и щуп) и, если не умеете пользоваться чем-то из перечисленного, обратитесь за помощью к горному гиду; всегда катайтесь в шлеме и не ходите в одиночку, а как минимум вдвоем – так безопаснее и веселее; обратите внимание на состояние снега и ознакомьтесь с местным лавинным прогнозом; выбирая маршрут, оцените его расстояние и сложность; в чрезвычайной ситуации сразу же звоните 112 и окажите пострадавшему помощь; соблюдайте разметку и инструкции.

Обязательное условие для всех фрирайдеров в Ливиньо – иметь комплект лавинного оборудования, который можно арендовать на курорте в любом прокате.

Материалы по теме

Горные гиды и спасатели

Фрирайдеры всегда с нетерпением ждут путешествия в новые горные районы, где их ждут неизведанные склоны и километры паудера. Начинающие и те, кто приезжает в Ливиньо впервые, могут обратиться за помощью к местным гидам. И хотя самостоятельный фрирайд без гида здесь разрешен, даже самым опытным не помешает день-два покататься с гидом, чтобы разобраться с логистикой. А дальше – кому как нравится.

Круглый год в Ливиньо работает Ассоциация горных гидов, в которой состоят восемь местных гидов с дипломами UIAGM. В зимний сезон они также сотрудничают с гидами из других регионов Италии. Их работа зимой связана с фрирайдом, скитурингом, хели-ски, ледолазанием и походами на снегоступах.

Горные гиды и спасатели Ливиньо работают в тесной связке. Большинство гидов являются также сотрудниками спасательной службы. Команда спасателей всегда доступна в городе, и в случае экстренной ситуации они готовы немедленно начать спасательную операцию. Два года назад на курорте появилась возможность забрасывать спасателей на место происшествия при помощи вертолета. Это серьезно сократило время прибытия спасателей: теперь команда оказывается на месте происшествия в течение 20 минут после звонка. В Швейцарии, например, спасателям требуется 40 минут, чтобы добраться до нужной зоны.

До середины XX века Ливиньо был полностью изолирован от мира в зимнее время. Туристы стали приезжать сюда зимой только в начале 1950-х годов, когда начали открывать проезд через перевал Фосканьо Пасс и в зимний сезон. В 1953 году на курорте появился первый подъёмник для развлечения гостей, но в основном все ходили в скитуры. С ростом числа туристов, возросла необходимость в горных гидах для сопровождения групп, которые начали работать в Ливиньо в 1960 году.

Хели-ски в Ливиньо

Хели-ски — это  разновидность фрирайда: подъем к началу спуска осуществляется на вертолете.

«В Ливиньо нет частного оператора хели, вертолеты принадлежат курорту. Одни и те же вертушки обслуживают все нужды курорта. И любой гид может воспользоваться вертолетом! При этом цены весьма и весьма умеренные», – рассказывает Андрей Британишский.

Первый спуск для четверых в компании горного гида IFMGA обойдется в 190 евро на человека, дальнейшие – 105 евро.

Однодневная программа, включающая два полета на вершины девственных склонов вдали от обычных фрирайд-маршрутов и спуски в компании гида UIAGM, который проведет с участниками брифинг и объяснит базовые правила безопасности, будет стоить 295 евро на человека также при наличии четырёх участников, каждый дополнительный спуск – 105 евро.

Долина Ливиньо и район Альта-Вальтеллина открывают широкие возможности для такого катания. Для участия в программе хели-ски нужны ски-пасс, лыжное снаряжение и комплект лавинного оборудования вместе с рюкзаком ABS. Действуют специальные цены: ски-пасс для разового подъема – 10 евро, комплект лавинного оборудования – 10 евро, лавинный рюкзак ABS с воздушной подушкой – 25 евро. Для бронирования хели-ски или хели-такси из аэропортов Цюриха, Инсбрука, Милана и Бергамо в Ливиньо необходимо заполнить специальную форму на сайте.