11 июля 2012 года 78 лет исполнилось человеку, чье дело без доли иронии называют империей. Сегодня кампания Armani включает в себя десятки фабрик по производству одежды, сотни бутиков в разных странах мира, заводы по изготовлению духов, аксессуаров для дома, а также мебельные фабрики. Он был одним из пионеров в деле распространения европейской моды в Азии, отель Armani в Дубае считается одним из самых роскошных, а среди звезд Голливуда считается моветоном не иметь в гардеробе вещей от Armani.
Президент одного из крупнейших модных домов Джорджио Армани родился, как и полагается модельеру, в стране моды – Италии. Все школьные годы, проведенные в маленьком городке Пьяченца, расположенном на севере страны, молодой Джорджио даже и не думал о мире моды. Его мечтой была карьера сельского врача.
После окончания школы в 1955 году он поступил на медицинский факультет Болонского университета. Однако проблемы с учебой начались уже через несколько недель. Джорджио был прилежным учеником, и нареканий у преподавателей не было, кроме одного единственного «но». Молодой человек не мог спокойно переносить вида крови.
Тем не менее, бросать учебу Джорджио не собирался, надеясь, что со временем привыкнет. Но, проучившись два года, молодой человек отказался от борьбы с самим собой и отправился в армию. Вернувшись со службы, Армани долго искал хотя бы какую-нибудь подработку, и тут сыграла свою роль его любовь к фотографии. Ему дали шанс попробовать себя на должности оформителя витрин универмага La Rinescente в Милане, в котором позже он будет закупать индийские и японские товары для своего модельного бизнеса.
Очередной счастливый случай свел его в 1964 году с популярным модельером, которому он в течение следующих 6 лет помогал создавать всем известную коллекцию Hitman. Однако, чувство стиля, доставшееся в наследство от матери, упорство и чутье предпринимателя, которыми Армани был наделен сполна, не позволили ему смириться с ролью помощника.
Уже в 1970 года Армани создает новые модели одежды для нескольких модных домов Италии, а в 1975 году состоялся показ первой коллекции Giorgio Armani – линии мужской одежды prêt-a-porter, которую он создал вместе со своим партнером Серджо Галеотти. Коллекция вызвала фурор в мире моды.
Чувствуя важность момента, Джорджио понимал, что упускать нахлынувшую популярность нельзя, и уже через год выпустил аналогичную женскую коллекцию. Она имела потрясающий эффект, а сам модельер попал на обложку журнала “Time”, став вторым дизайнером вслед за Кристианом Диором, удостоенным такой чести.
Вряд ли, создавая свою первую коллекцию на деньги от продажи старенького Volkswagen, маэстро предполагал, что его дело через несколько десятилетий будет приносить сотни миллионов долларов в год, однако он ни на секунду не усомнился в том, что необходимо развивать успех, а не почивать на лаврах.
Уже тогда Армани видел, что с ходу пробиться на европейский рынок будет крайне сложно, поэтому сразу начал искать благодатную почву вне Старого Света. В начале 1980-ых молодой модельер нашел свой счастливый билет – он занялся созданием одежды для кино. Первой работой в этой области стало создание костюма для героя Ричарда Гира в картине «Американский Жиголо». Дебют оказался успешным, и с этого момента многие представители голливудского бомонда стали предпочитать вещи от Армани другим именитым маркам.
Компания Армани быстро развивалась, и в 1981 году были запущены коллекции Emporio Armani и Armani Jeans. В 1982 году появились первые женские духи, спустя два года – мужской парфюм, в 1986 году – модель телефона Notturno, в 1986 – солнцезащитные очки. В 1995 году был создан знаменитый женский аромат Acqua di Gio.
В мае 2005 года Армани сделал большой шаг, перенеся мир моды в гостиничный бизнес. Он подписал контракт с компанией Emaar Properties на создание серии отелей Armani Hotels & Resorts. В соответствии с этим соглашением Джорджио Армани является ответственным за дизайн отелей сети.
По концепции, озвученной Армани, Armani Hotels & Resorts должна была стать международной сетью отелей класса «люкс», а ее филиалы планировалось открыть в столицах и других крупных городах мира. Первые отели были открыты в Дубае и Милане. По планам маэстро, следующим городом должен стать Лондон.
Что же касается основного дела его жизни, то Армани до сих пор старается сам принимать личное участие в создании одежды. Люди, которые работают с модельером, утверждают, что его руки наполнены волшебством. Маэстро и сам этого не отрицает, он говорит, что, когда он дотрагивается до тканей, в его руках концентрируется энергия. И лучшие ткани вытаскивает маниакально. А затем, как маньяк в своем деле, моделирует эти ткани вокруг тела манекенщиц. Как отмечает Vogue, то занятие он называет «одним из самых чувственных на земле».
В шоу-бизнесе критике не подвергалось только одно – костюмы от Giorgio Armani. Вся элита предпочитала и предпочитает по сей день одежду от Armani не только на показах и красных дорожках, но также и вне экрана. 90% мужских нарядов на «Оскарах» – от Армани. Женских нарядов меньше, но зато они на самых знаменитых телах: Софи Лорен, Фэй Данауэй, Моники Белуччи, Мишель Пфайффер, Умы Турман, Гвинет Пэлтроу и Лив Тайлер. Кстати, некоторые модные журналы утверждают, что карьера Лив Тайлер пошла вверх именно благодаря удачно упавшей бретельке платья от Армани в «Ускользающей красоте» Бертолуччи.
К 25-летию марки Армани получил две персональные выставки в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Одна – работа двадцати пяти лучших фотографов, от Питера Линденберга до Паоло Роверси. Вторая – этапы революционного пути – около 300 предметов одежды.
С 2002 года Армани является Послом доброй воли Управления верховного комиссара по делам беженцев ООН.
За время своей карьеры Армани получил несколько национальных и международных премий, включая Орден за заслуги перед Республикой, Премию лучшего международного дизайнера и Премию за профессиональные достижения за линию мужской одежды – обе премии от Совета дизайнеров моды Америки. Помимо этого, он получил почетную степень доктора от Королевского колледжа Искусств, премию «Дизайнер года», в 2003 году – инаугурационную премию Rodeo Drive “Walk of Style” за свою новаторскую роль в деле объединения мира моды и мира кино.
3 июля 2008 года Армани был награжден государственной наградой Франции – орденом Почетного Легиона. Награду модельеру вручил президент Франции Николя Саркози.
По состоянию маэстро сильно ударил финансовый кризис, однако знаменитый модельер не опустил рук и уже спустя пару лет вновь вывел свою империю на положительный баланс.
«Мы закрыли 2011 год с прекрасными результатами, с очень положительными показателями. В первом квартале 2012 года доходы также увеличиваются на двойную цифру и в оптовой, и в розничной торговле. Модель бизнеса основывается на сегментации и диверсификации марок: это позволяет нам более оперативно отвечать на эволюционные процессы на рынке и находить возможность обращать внимание на более широкий круг клиентов с разными покупательскими способностями. Наш секрет – это точное эстетическое видение, которое находит свое продуманное отражение в брендах», – заявил в интервью итальянскому изданию Il Sole 24 Ore знаменитый модельер.
Сейчас взгляд основателя империи Armani направлен, главным образом, на развивающиеся рынки, в первую очередь на Китай, к которому у модельера особое отношение.
«Я был среди первых, а быть может, и первым западным дизайнером, который почувствовал потенциал этого рынка: я открыл первый магазин Giorgio Armani в Пекине в 1998 году, намного раньше начала экономического бума. Молодежь восприняла нашу самую молодую и модную линию Emporio Armani с большим энтузиазмом. Но и линия Giorgio Armani продолжает показывать отличные результаты. Китайский рынок обширен и гибок и готов получить послание Armani во всех видах», – говорит Джорджио Армани.
Стоит отметить, что и к России дизайнер проявляет повышенный интерес. Он лично присутствовал на открытии в ГУМе бутика Emporio Armani (ВИДЕО), а в прошлом году в «Арарат Хаяте» Дом Армани первым из всех домов высокой моды официально представил свою коллекцию от-кутюр.
Несмотря на внимание ко всем потенциально перспективным рынкам, Джорджо Армани не может не волновать судьба родной Италии, которая сейчас переживает глубокий экономический кризис. Однако, несмотря на решение многих итальянских компаний «продаться» французским концернам-гигантам, Армани пока и не думает уходить под чей-то контроль и надеется, что ситуация в его стране разрешится в позитивном ключе.
«Будущее Италии волнует всех, – говорит Армани. – Это действительно очень деликатный момент. Я верю в те меры, которые предпринимает правительство Монти, но еще больше верю в способность итальянцев действовать и заново находить себя. Я по натуре своей предпочитаю действовать: слишком долгие раздумья грозят параличом».
Как утверждают эксперты мира моды, Армани сгенерировал совершенно новую, революционную эстетику женской красоты, предложив женщинам носить нарочито по-мужски скроенные костюмы. Кстати, кроил он их именно по мужским лекалам, лишь уменьшая размеры до стандартных женских. Армани говорил, что никогда не стремился рассказать женщинам об их внутренней силе, потому что они и так прекрасно о ней осведомлены. Им только лишь нужна защита на уровне стиля – для того, чтобы реализовать свои карьерные амбиции.
Сегодня Армани создает иные образы. В последние годы Армани, кажется, стал побаиваться феминизации современного мира. Он говорит том, что женский феминизм стал чересчур эксгибиционистским, и миру нужно иное – нечто чистое, лишенное преувеличений.
В 2001 году Джорджио Армани был признан самым успешным итальянским дизайнером: тогда годовой оборот его империи составлял 1,6 млрд долларов. Сегодня личное состояние Джорджио оценивается в 7 миллиардов долларов, а сам он уже давно стал всеобщим – мировым – культурным и модным достоянием.