Несмотря на то, что для россиян эта рабочая неделя оказалась довольно короткой, в Европе произошло событие, значение которого для мира искусства трудно переоценить. Легендарный испанский тенор Хосе Каррерас объявил о своем возвращении на сцену.
В Театре Арриага в Бильбао он представил мировую премьеру оперы «El Juez» австрийского композитора Кристиана Колоновиц.
«Я с нетерпением жду начала спектакля, но пока не могу сказать, будет ли мое возвращение временным, буквально на несколько вечеров, или получит продолжение. Это зависит от того, как примет публика это произведение и как я сам буду себя чувствовать», - сказал великий тенор на презентации постановки.
Он отметил, что принял это решение из-за желания научиться чему-то новому. Именно поэтому выбор пал на современное оперное произведение, а не на классику.
«Музыка дает импульс и желание обучаться чему-то новому. Это современное оперное произведение дает возможность быть эмоциональным, а мы, артисты, всегда к этому стремимся», - добавил маэстро.
В опере тематизируется испанская драма «украденных детей», которые были отняты у своих родителей во время диктатуры Франко. По мнению Каррераса, эта тема в последние годы, к сожалению, стала очень актуальной в Европе.
Выступление Хосе Каррераса прошло при полном аншлаге в зале Teatro Arriaga на 1200 человек. Зрители встречали тенора, стоя и с овациями.
Сам певец охарактеризовал свою роль, как «большой творческий вызов» и заверил, что после длительного и сложного периода снова себя хорошо чувствует.
Сама премьера 26 апреля стала действительно интернациональной. Билеты раскупили в 18 странах, и больше всего зрителей было из Австрии, Италии, Японии и Дании.
Еще один спектакль состоялся 29 апреля. В оба вечера в зале был аншлаг. Судя по тому, что на 2 мая билетов уже также не осталось – полный зал ожидается во время третьего выступления маэстро.
Жозеп Мария Каррерас-и-Коль родился 5 декабря 1946 в Барселоне и уже с раннего детства увлекся музыкой, будучи без ума от творчества Карузо. Уже в 8 лет мальчик выступил на испанской государственной радиостанции, исполняя La donna è mobile.
«Он был удивительно тихим мальчиком, спокойным и умненьким. У него была черта, которая сразу же бросалась в глаза: очень внимательный и серьезный взгляд, что, согласитесь, достаточно редко можно встретить у ребенка. Музыка производила на него потрясающее действие: он замолкал и весь преображался, он переставал быть обычным маленьким черноглазым сорванцом. Он не просто слушал музыку, а словно пытался проникнуть в самую ее суть», - вспоминала позже его сестра Мария Антония Каррерас-Колль.
В одиннадцать лет выступил в роли рассказчика в El retablo de Maese Pedro Фальи (дискант), потом в ещё одной роли второго плана во втором акте Богемы. Судьба благоволила мальчику, а помощь родителей позволила поступить в Conservatorio Superior de Música del Liceo.
Дебют состоялся в 1968 году на сцене главного театра Барселоны. Дебютировав в Лисеу в роли Флавио в Норме, где заглавную роль исполняла Монсеррат Кабалье, Хосе фактически получил путевку в жизнь. Его талант был замечен Монсеррат Кабалье, которая договорилась о роли первого плана для парня в «Лукреции Борджиа» Гаэтано Доницетти.
«Он, безусловно, гениален. Редкое сочетание — голос, музыкальность, цельность, трудолюбие и потрясающая красота. И все это досталось ему. Я счастлива, что первая заметила этот бриллиант и помогла миру его увидеть», — говорит Монтсеррат Кабалье.
Уже спустя три года Каррерас вновь спел с Монсеррат Кабалье. В этот раз они вместе оказались на лондонской сцене в Марии Стюарт. Позже они вместе выступали ещё примерно в пятнадцати постановках. Дебют на американской земле состоялся уже в возрасте 25 лет. Он исполнил роль Пинкертона в Мадам Баттерфляй.
В свои 27 лет Хосе дебютировал в роли герцога Мантуанского в Вене, а к 28 годам Каррерас исполнил уже 24 роли первого плана классического оперного репертуара.
В 1987 году Хосе Каррерас находился на вершине славы. Он был известен во всем мире, его общества искали люди самого высокого положения, билеты на его выступления разлетались задолго до премьеры. Как гром среди ясного неба оказалось заключение врачей, которые поставили маэстро диагноз «острая лейкимия».
На целый год кумир миллонов исчез из поля зрения. Весь 1989 год Испания наблюдала за медленным угасанием любимого артиста. Ко всему у него оказалась редкая группа крови, и плазму для пересадки пришлось собирать по всей стране. Но ничто не помогало.
«В какой-то момент мне вдруг стало все равно: семья, сцена, сама жизнь… Мне ужасно захотелось, чтобы все кончилось. Я был не только смертельно болен. Я к тому же смертельно устал», - вспоминал позже маэстро.
Но был человек, который продолжал верить в его выздоровление. Кабалье отложила все дела, чтобы быть рядом с Каррерасом. В результате, новейшие достижения медицины дали результат. Лечение, начатое в Мадриде, успешно завершилось в США. Испания с восторгом приняла его возвращение.
В следующем году Каррерас создает José Carreras International Leukaemia Foundation, организацию, собирающую пожертвования для финансирования исследований в области лечения лейкемии. Доходы Каррераса от примерно 60 концертов в год поступают в этот фонд.
После того, как он смог хотя бы немного придти в себя, Хосе Каррерас вместе с Монсеррат Кабалье отправился с благотворительным концертом в Москву, собирая деньги для пострадавших от землетрясения в Армении.
Впоследствии артист много раз приезжал с гастролями в Россию. 16 марта 2014 года выступил на церемонии закрытия Паралимпийских игр в Сочи, исполнив гимн Паралимпиады вместе с Дианой Гурцкой.
Одно из самых грандиозных событий в искусстве XX века состоялось в 1990 году, когда сотни миллионов телезрителей со всего мира могли видеть и слышать концерт «Трёх теноров», открывающий футбольный кубок мира в Риме.
Этот концерт, первоначально задумывавшийся как способ помочь фонду Каррераса, стал традиционной встречей Каррераса и его коллег Лучано Паваротти и Пласидо Доминго. Их трио стало одним из самых выдающихся явлений в истории искусства.
«Мы соотечественники, я понимаю, что он гораздо больше испанец, чем я. Может быть, это объясняется тем, что он вырос в Барселоне, а я — в Мексике. А может быть, он просто никогда не подавляет своего темперамента в угоду школе бельканто… Во всяком случае, мы прекрасно делим между собой титул «Национальный символ Испании», хотя я прекрасно знаю, что он больше принадлежит ему, чем мне», — считает Пласидо Доминго.
«Для нас троих этот концерт в Термах Каракаллы стал одним из главных событий в нашей творческой жизни. Не боясь показаться нескромным, надеюсь, что он стал незабываемым и для большинства присутствовавших. Те, кто смотрел концерт по телевидению, услышали Хосе впервые после его выздоровления. Это выступление показало, что он вернулся к жизни не только как человек, но и как великолепный артист», - написал в своем дневнике Лучано Паваротти.
«Все задумывалось просто как большой оперный праздник со многими исполнителями, как дань любви и уважения заболевшему и выздоровевшему коллеге. Обычно такие представления хорошо принимаются публикой, но имеют незначительный резонанс в мире», - отмечал великий итальянец.
В 1992 году Каррерас выступал на открытии и закрытии Олимпийских игр, проходивших у него на родине, в Барселоне. В 1990-х маэстро стал редко выступать в опере и плотнее занялся сольными концертами и благотворительностью. В операх его можно было увидеть не чаще, чем один-два раза в год, и каждый раз такое выступление становилось событием мирового масштаба.
Последнюю партию артист спел в 1998 году в опере «Слай» Вольфа-Феррари, в 1999 году в той же постановке пел в США, на американской премьере в Вашингтонской опере. В 2009 году тенор объявил о завершении оперной карьеры, поскольку не мог больше выдерживать изнурительные нагрузки на театральной сцене.
Помимо оперы, Каррерас выступал в жанре сарсуэлы. Также он принял участие в музыкальной комедии West Side Story. В честь Каррераса в Испании названы консерватория, несколько музыкальных школ и концертных залов.
Что касается личной жизни, что с первой женой Мерседес Перес. Они поженились в 1971 году. Уже через год родился сын Альберт, а в 1977 году дочь Жулия.
В 2006 году тенор женился на бывшей австрийской стюардессе Ютте Егер, но и этот брак распался в 2011 году. Сегодня он живет один на скромной вилле на побережье в часе езды от Барселоны.
«Он кажется мне несколько скрытным, его трудно вытащить из его раковины. Он чуть-чуть сноб, но имеет на это право. Порой он забавный, чаще - бесконечно сосредоточенный… Но я всегда люблю его и ценю не только как великого певца, но и как просто милого, много испытавшего человека», - отметила однажды Принцесса Каролина Монакская.