Во время кризиса пострадали все отрасли общественной жизни Испании, но больше всего досталось развлекательным заведениям. Когда количество безработных неуклонно растет, а четыре из пяти молодых людей в возрасте от 17 до 26 лет не могут найти даже самую низкооплачиваемую работу, тут уж не до баров и дискотек.
По подсчетам правительства, количество безработных увеличится до конца года еще на 630 000 человек, поскольку объемы производства неизменно падают.
В настоящее время в Испании насчитывается 220 000 баров, ресторанов и гостиниц, что на 12 000 меньше, по сравнению с данными трехлетней давности. В 2008 году их число составляло 232 000, и это был максимальный показатель за всю историю страны. После чего, по причине кризиса, многие заведения стали стремительно закрываться. И сейчас их число находится на уровне 15-летний давности.
Только за последний год из-за тяжелой экономической обстановки, а также ужесточения закона против курения в общественных местах, в Испании были закрыты 3 000 баров, ресторанов и гостиниц. В 2009 году прекратили свое существование 5 000 заведений, а в 2010 году – 4 000, сообщает La Vanguardia.
В 2011 году в Испании насчитывалось в общей сложности 135 107 кафе и баров, 55 860 гостиниц и ресторанов и 22 028 пабов, дискотек и прочих ночных заведений. Именно последние пострадали больше всего в результате кризиса.
Снижение активности в секторе гостиничного бизнеса отразилось также в секторе cash & carry: число этих заведений сократилось в прошлом году на 3,3% и составило 646. В этих заведениях основными товарами являются напитки: 23,9% – крепкие алкогольные напитки, 16,5% – пиво и вино, 13,8% – безалкогольные напитки.
До кризиса более половины населения страны предпочитало завтракать в кафе. Статистика 2012 года говорит о том, что подавляющее большинство испанцев перешли на домашние завтраки. Кроме того, изменился состав и качество потребляемых продуктов, на замену свежей рыбе и мясу пришла замороженная рыба и курица.
В плане развлечений – кино, театр, концерты – многие испанцы предпочли вообще исключить их из своего досуга, так как обходится это сейчас не дешево. Вместо общественных форумов, испанцы теперь предпочитают гулять с собакой в парке или просто смотреть телевизор вместе с семьей.
Отмечается также резкое падение спроса на одежду и обувь. Многие испанские бренды одежды, чтобы удержаться на плаву, идут на уступки и проводят специальные антикризисные акции.
В результате кризиса многие испанцы хотят избавиться от своих автомобилей из-за больших расходов на их эксплуатацию.
Одним из распространенных заработков на сегодняшний день является сдача жилья. Собственники предпочитают потесниться и сдавать комнаты у себя в квартире.