В тот день, когда «Конкрод» совершил свой последний полет в 2003 году, британская компания Reaction Engines была уже на полпути к завершению проектирования его альтернативы. Впрочем, тогда проект разрабатывался для космоса, но теперь, как пишет Independent, Европейское космическое агентство (ЕКА) по инициативе ЕС сделает новый шаттл более «приземленным».
В итоге получится 300-местный самолет, способный беспосадочно долететь на другую сторону планеты на скорости превышающей скорость звука в пять раз.
«Наша цель - разработать самолет, который мог бы доставить туриста из Брюсселя в Сидней в течение нескольких часов», - сказал Independent технический директор компании Reaction Engines Ричард Уорвилл. По его подсчетам, новый лайнер, название которому дали - A2, будет способен на такой перелет за 4,7 часа.
«A2 в настоящее время находится на втором этапе исследований, которые должны быть завершены в течение двух лет. И все наши эксперименты показывает, что построить такие самолеты технически возможно», - заверяет разработчик. При этом, по словам Уорвилла, стоимость билета будет такой же, как в современном бизнес-классе.
Тем не менее, разработчики не исключают, что А2 может и не подняться в небо в 2030 году, как планируется. Но они точно уверены в том, что вопрос о возобновлении программы сверхзвуковых лайнеров станет актуальным в течение пяти ближайших лет.
«Мы строим большие и комфортабельные лайнеры, но скорость самолетов осталась неизменной с 1950-х. Пора переходить к следующему уровню», - подтверждает их уверенность директор компании Aerion Брайан Баренц. Его компания сейчас занимается разработкой скоростного бизнес-джета, и ведет переговоры с производителями, чтобы построить свои запатентованные разработки. В Aerion надеются, что соглашение будет подписано в конце следующего года.
Впрочем, в Reaction Engines скептически оценивают вклад производителей бизнес-джетов к переходу в эпоху сверхзвуковых пассажирских коммерческих рейсов. Уорвилл утверждает, что компании, производящие их, не может достаточно заработать для оплаты передовых научных исследований. Но это показывает, что интерес на этом рынке растет.
Эксперты опасаются, что возвращение сверхзвуковых самолетов может пойти медленнее, чем ожидается. И самым большим препятствием их возвращению станет не логистика или бюрократия, а сама необходимость таких полетов. Ведь нынешние лайнеры могут перевозить на то же расстояние больше людей, при этом тратить то же количество топлива, но меньше наносить ущерба окружающей среде.
Но сторонники программы уверены, что «элитаризм» не будет помехой к возвращению сверхзвуковых лайнеров. «Мобильный телефон тоже когда-то создавался, как дорогой товар для меньшинства», - напомнил Робби Коварт, директор программы исследования сверхзвуковых самолетов «Гольфстрима».
Директор компании Reaction Engines Ричард Уорвилл говорит, что самое главное – это иметь возможность «летать в Австралию хоть каждый день». «Хорошо уже просто то, что такая возможность будет», - сказал он.