Жертвами подрыва правительственного квартала в Осло и бойни на норвежском острове Утойя, которые организовал Брейвик в июле прошлого года, стали 77 человек.
Главный вопрос, который предстоит решить в ходе десятинедельных слушаний, является Брейвик вменяемым или нет. В ходе первой медицинской экспертизы врачи заключили, что он психопат и недееспособен, в то время как вторая экспертиза показала обратное.
–– Ждем от вас подробностей: как проходит заседание?
–– Заседание сегодня началось ровно в девять утра, как и было объявлено заранее. Сначала судья огласила участников сторон и сразу же задала Брейвику вопрос о том, хочет ли он что-либо сказать. Брейвик заявил, что не считает суд легитимным, однако официального заявления он не сделал, поэтому суд просто принял во внимание. Далее в течение часа представитель прокуратуры Инга Бейер Энг зачитывала список жертв теракта. Это было обвинение, она называла имена, даты рождения и обстоятельства гибели людей, причем большая часть ее речи не транслировалась по телевидению, по интернету из этических соображений, поскольку и адвокаты сторон, и психологи считали, что это будет слишком серьезным стрессом и для родственников погибших, и для самих участников тех событий.
–– Какие-то эмоции Брейвик выражает?После того, как Инга Бейер Энг зачитала эту часть обвинения, судья задала Брейвику вопрос, признает ли он себя виновным, он ответил, как и ранее он уже заявлял, что он признает, что совершил эти действия, однако виновным себя не считает. И после небольшого перерыва слово предоставили еще одному представителю прокуратуры, который сейчас рассказывает об обстоятельствах жизни Брейвика до теракта 22 июля, о каких-то обстоятельствах, которые могли привести к этим событиям, и предполагается, что его речь будет длиться около четырех часов. А самого Брейвика суд планирует заслушать завтра.
–– Вы знаете, я бы сказала, что эмоции очень слабые, скорее нет никаких — ни чувств раскаяния, ни сожаления. Он периодически улыбается, и мы видели по трансляции, когда были зачитаны имена, погибших ребят молодых, сама прокурор не могла периодически сдержать слез, многие плакали и в зале суда. При этом Брейвик достаточно, я бы сказала, довольно улыбался и не выражал никаких негативных эмоций.
–– А что происходит у здания суда сейчас?
–– У здания суда собралось достаточно много людей, прежде всего, это представители прессы. Аккредитовано около полутора тысяч журналистов, всем, конечно, не удалось получить место в зале суда. И само здание окружено плотным кольцом журналистских машин, стоят спутниковые тарелки, потому что на месте намерены транслировать, частично будут трансляции в интернете и по телевидению.
И очень много людей, действительно, пришли к залу суда. Надо сказать, что родственники жертв и участники тех событий не очень охотно общаются с прессой, об этом предупреждали уже члены группы поддержки этих людей. Они просили журналистов быть очень деликатными, вежливыми, даже были выпущены специальные стикеры, на которых написано "я не даю интервью", многие люди действительно пришли с этими стикерами.