Искусствоведы обнаружили на фреске Джотто ди Бондоне, одного из выдающихся мастеров живописи эпохи Раннего Возрождения, профиль дьявола, остававшийся незамеченным на протяжении веков.>
Контуры дьявольского лица, искусно скрытые художником в обрамляющих фреску облаках, заметила Кьяра Фругони, специалист в области истории искусств.
Сама фреска находится высоко на стене под сводами базилики Святого Франциска в Ассизи – на родине основателя нищенствующего монашеского ордена.
Снизу разглядеть в облаках злобно ухмыляющееся лицо с крючковатым носом практически невозможно.
Фреска, изображающая смерть святого Франциска, датируется XIII веком. Сам Джотто считается одним из основателей школы итальянской живописи, разработавшим принципиально новый подход к изображению пространства и положившим начало итальянскому Возрождению.
По словам Кьяры Фругони, ранее считалось, что первым из художников придать облакам портретные черты пытался Андреа Мантенья в XV веке. В 1460 году, изображая израненного святого Себастьяна – популярный христианский сюжет в эпоху Возрождения, – в одном из кучевых облаков он скрыл очертания всадника, как бы плывущего по небу.
В последний раз реставрация в базилике Святого Франциска в Ассизи проводилась после землетрясения 1997 года.
По словам Серджио Фузетти, возглавлявшего восстановительные работы, Джотто мог изобразить дьявола в качестве шутки, придав ему портретное сходство с кем-нибудь из своих недоброжелателей, передает BBC.