Посольство Франции представляет выставку Бертрана Лавье

Посольство Франции проведет в Москве 21 мая-4 июля выставку Бертрана Лавье

Посольство Франции в России при поддержке CULTURESFRANCE представляют выставку Бертрана Лавье AFTERMOON, которая пройдет 21 мая — 4 июля в ЦУМе в Москве.

Как говорят в посольстве, для выставки в Москве Бертран Лавье привезет 12 произведений, каждое из которых символизирует определенный этап его творческой эволюции. Но московская выставка вовсе не станет очередной ретроспективой западного художника в России. Еще в 1984 году Лавье провозгласил: «Я не произвожу изображения, у меня нет мастерской, я делаю — выставки!». Этому принципу художник остался верен и сегодня: каждый новый проект Лавье — это сложно срежиссированная пространственно-временная постановка, в которой первостепенную роль играют не только авторские произведения, но и площадка, на которой происходит действие, а также свет и звук. Специально для своего московского проекта в ЦУМ Art Foundation Бертран Лавье создаст новое произведение, романтичное и возвышенное, во многом воплощающее остроумные идеи знаменитого французского художника.

Вслед за Марселем Дюшаном, бросившим в 1917 году в лицо консервативному обывателю свой знаменитый «Писсуар», Бертран Лавье не сомневается в том, что любой предмет может рассматриваться как произведение искусства. Впрочем, Лавье не столько заимствует прием знаменитого дадаиста, сколько по-новому интерпретирует концепцию ready-made. Лавье репрезентирует нам предмет в его неприкосновенности и одновременно видоизменяет его, покрыв толстым слоем краски. Впрочем, этот прием — ставший визитной карточкой художника — является не декоративной находкой, а концептуальным жестом. Лавье задается фундаментальными для современного искусства вопросами: чем сегодня являются скульптура и живопись, и что в наше время всеобщей апроприации заслуживает определения «произведение искусства». К этим практически академическим проблемам Бертран Лавье подходит с истинно французским остроумием и одновременно декартовской остротой ума. Произведения Лавье являются объектом как таковым (так, даже покрытые толстым слоем краски рояль или огнетушитель не теряют своей функциональности) и одновременно его изображением.

Мастер веселого абсурда Бертран Лавье создает свои знаменитые инсталляции из невозможных на первый взгляд сочетаний предметов. Холодильник становится постаментом для дивана в форме женских губ, наковальня гордо возвышается над сейфом, а яркие дизайнерские стулья и кресла венчают скучную конторскую мебель. Все эти объекты не имеют ничего общего друг с другом, но для художника в равной мере воплощают ненавязчивую, незаметную, привычную глазу, но, тем не менее, пронизанную поэзией повседневности красоту современного мира. Собственно, это переходное состояние между утилитарной вещью и произведением искусства, между повседневностью и вечностью, между обывательским представлением об искусстве и профессиональным дискурсом и привлекает Бертрана Лавье. По мнению художника, поэзия чаще всего рождается из случайности, точно также случайно родилось название его московского проекта — «Aftermoon». Именно эта оговорка, или ошибка, сделанная в английском носителем другого языка и другой культуры, дала толчок концептуальному развитию проекта.

Впрочем, в не меньшей степени, чем с современностью, ее банальными и оригинальными чертами, Бертран Лавье работает с авангардисткой традицией. Так, используя созданный по эскизам Сальвадора Дали знаменитый диван, в котором был увековечен рот актрисы Мэй Уэст, Лавье скрещивает символ сюрреалистической чувственности с символом современной бесчувственности — белым, герметичным холодильником. Другой знаменитый проект Лавье — «Walt Disney Productions» был создан под впечатлением от диснеевского комикса 1952 года, на котором изображена чета Маусов в музее современного искусства. «Микки, тебе нравится абстрактное искусство?» — задает вопрос Минни, хотя по лицу ее приятеля уже понятно, что среди абстрактной скульптуры и живописи знаменитый мышонок чувствует себя не в своей тарелке. Комикс, в котором высмеивается непонятное американскому обывателю 1950-х современное и особенно беспредметное искусство, вдохновил Лавье на то, чтобы воспроизвести диснеевский музей абстрактных форм в рамках настоящего музейного проекта — выставки в музее современного искусства города Парижа.

 


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?