Путешествие к краю земли

Исландские вулканы и финансовый кризис – две вещи, о которых с содроганием вспоминают многие путешественники. Но только не исландцы. Вулканы сделали потрясающую рекламу своей родине, а кризис опустил курс кроны по отношению к евро и доллару настолько, что Исландия, ранее считавшаяся недоступной для многих путешественников, теперь предлагает вполне конкурентные условия. И лето – лучшее время для визита в Исландию.

Исландия хоть и не входит в Евросоюз, но является участником Шенгенского договора, поэтому для визита в самую северную страну Европы россиянину нужна шенгенская виза.

Посольство Исландии в Москве оформлением виз не занимается. Этим вопросом в России ведает консульский отдел посольства Дании, поэтому документы на исландскую визу следует подавать в визовые центры Дании. Они есть в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Казани, Самаре и Нижнем Новгороде.

По воздуху и по воде

Из-за того что прямых рейсов, связывающих Россию и Исландию, нет, границу придется проходить в стране пересадки. Это может быть Германия, Дания, Швеция, Финляндия – в зависимости от того, какой авиакомпанией лететь в Исландию: airberlinLufthansaGermanwingsSAS Scandinavian Airlines или Finnair (в партнерстве с Iceland Air).

Впрочем, воздух не единственный способ добраться до Исландии. Из норвежского города Бергена, а также из датского Хансольма в Исландию ходят паромы компании Smyril Line. Так что при желании и наличии свободного времени попасть в страну вулканов и гейзеров из России можно и на личном автомобиле. Но таких отважных путешественников, судя по всему, немного: лично я в Исландии машин с российскими номерами не встречал, а вот с голландскими, французскими и немецкими видел.

Самолеты всех немецких авиакомпаний прибывают в исландский международный аэропорт Кеблавик поздно вечером – между 22:00 и полуночью. Аэропорт находится примерно в 50 км от столицы Исландии Рейкьявика. Попасть в город можно на такси (но это недешево – около 80–100 евро) или на автобусе – они специально приезжают к массовому прилету немецких самолетов и стоят 13 евро (автобус привозит в центр города).

О деньгах и Интернете

Пока ожидается багаж, многие пытаются поменять валюту на исландскую крону. Но из-за позднего времени обменники в аэропорту уже закрыты, поэтому выстраивается огромная очередь к единственному терминалу с функцией обмена. Лично я не вижу в этом никакого смысла – в Исландии везде можно расплатиться банковской карточкой: в такси, на заправке, в автобусе, гостинице, кафе, магазине и т.д. Я, например, впервые подержал в руках исландские кроны только на четвертый день своего путешествия. Поменял у администратора мотеля 200 евро чисто из интереса: захотелось увидеть, как выглядят местные деньги.

Курс исландской кроны (ISK) к евро сейчас составляет около 164 крон за 1 евро, поэтому, меняя крупную сумму, приготовьтесь к тому, что пачка исландских крон будет немаленькой. Но учитывая, что обычный обед из одного блюда с напитком в ресторанах стоит около 2500–3500 крон, она разойдется очень быстро.

Кроме того, что в Исландии везде можно расплачиваться картой, в стране также всюду есть беспроводной Интернет. Причем бесплатный. Кажется, что исландцы один из своих многочисленных вулканов превратили в огромный роутер и теперь сеть покрывает весь остров. Если серьезно, то не берусь утверждать, что ваш компьютер найдет сеть где-нибудь в горах или на леднике, но в ресторанах и отелях проблем никаких. Даже если сеть защищена паролем, надо просто попросить его у официанта и работника отеля. Единственное место, где у меня потребовали деньги за пароль, – это аэропорт Кефлавик (после этого я перестал понимать, за что в 2009 году этот аэропорт был признан лучшим в Европе).

На авто вокруг страны

Как правило, большинство туристов, прилетая в Исландию, берут напрокат машину и отправляются в путешествие по острову. Забронировать авто можно как заранее, так и прямо в аэропорту: на выходе расположены стойки всех крупных прокатных компаний – EuropcarAVISBudgetHertz. Другое дело, что через Интернет и заранее будет дешевле, чем на месте.

И о двух особенностях Исландии. Первая – в стране всего два вида топлива: 95-й бензин и дизель. Поэтому, если в документах на машину в графе «Вид топлива» стоит «бензин», не мучайте исландца вопросом «Какой бензин заливать?». Он действительно не понимает, что вы от него хотите, и будет повторять одну и ту же фразу: «Заправлять бензином, не дизелем».

Вторая – автомойки на большинстве заправок бесплатные и, соответственно, self service (там есть шланг, подключенный к воде, щетка и пылесос). Поэтому не ходите к работникам АЗС и не просите их помыть вам машину – они этим не занимаются.

Самый популярный автомаршрут практически у всех туристов – по кольцевой дороге вокруг страны. Это главная магистраль Исландии (трасса 1) протяженностью 1400 км, проехав по которой можно увидеть практически все достопримечательности острова: ледники Eyjafjllajokull (со знаменитым одноименным вулканом) и Vatnajokull (второй крупнейший ледник мира, на котором расположен вулкан Гримсвотн), самую высокую гору Исландии Hvannadaishnukur (2119 м), ледяную долину Jokulsarlon (тут снимали два фильма про Джеймса Бонда) и т.д. Подробнее о путешествии по кольцевой дороге Исландии можно прочитать ЗДЕСЬ.

Голубая лагуна и Золотое кольцо

Вторая обязательная программа всех туристов в Исландии – посетить Голубую лагуну (на дорожных указателях – Blaa Loniq или Blue Lagoon), расположенную на полуострове Рейкьянес. В 2005 году это место было признано лучшим спа-курортом мира. А в 2009 году награду ему присудил известный туристический журнал Conde Nast Traveller.

Лагуна расположена в 20 км от аэропорта Кефлавик, примерно в 40 км от столицы Рейкьявика и в 5 км от города Гриндавик (только теперь не надо думать, что все города в Исландии заканчиваются на «-вик», – на этом же полуострове есть еще такие населенные пункты, как Вогар или Хафнафьердюр).

Голубая лагуна – это единственный на планете геотермальный бассейн, температура воды в котором в любое время года остается практически постоянной – плюс 37 градусов по Цельсию. Поэтому, даже если на улице мороз, единственное, что потребуется отдыхающим, – это шапка, чтобы не морозить голову, и, соответственно, купальник.

Вход в лагуну – около 40 евро (если арендовать еще и полотенце) на целый день. Лучше приезжать утром: тогда мало туристов. Начиная с полудня в Рейкьявике заканчивается большинство экскурсий, и к обеду путешественников в лагуну начинают свозить целыми автобусами.

Ближайший к лагуне город, где можно переночевать, – Гриндавик. Я останавливался в семейном отеле Heimagisting Borg – одноместный номер обошелся в 50 евро (с завтраком). Кроме этого, можно также остановиться в мотеле Best в городе Вогар (около 30 км от лагуны) или в отеле Viking в городе Хафнафьердюр. Но он расположен уже ближе к Рейкьявику, чем к лагуне. Хотя город необычный, поэтому рекомендую заехать и погулять по набережной Атлантического океана.

Еще одна обязательная программа в Исландии – поездка по Золотому кольцу (и там тоже есть такое). Это примерно 200-километровый маршрут из Рейкьявика вглубь острова по трассе 36. Если путешествовать самостоятельно, то надо с трассы 1, идущей из столицы на север, повернуть направо в город Mosfellsbaer, а затем ориентироваться на указатель Geysir. Когда-то это был крупнейший гейзер Исландии, именем которого теперь и названо это природное явление. Но он уже утратил былую мощь. Рядом расположен более активный гейзер Strokkur, выбрасывающий воду вверх на десятки метров.

Продолжив путешествие, вы доедете до самого красивого водопада Исландии Gullfoss (Золотой водопад). Кстати, когда путешественники выходят в аэропорту Кефлавик, на стене они видят перед собой огромное панно, на котором изображен потрясающий водопад, и многие тут же восклицают: «Поехали туда!» Это Gullfoss и есть.

На обратном пути по Золотому кольцу в сторону города Селфосс (трасса 36) остановитесь у указателя Kerid – прямо у дороги расположен кратер потухшего вулкана с образовавшимся теперь там озером.

Самый же высокий водопад Исландии – 200-метровый Glymur – находится на западном побережье, севернее Рейкьявика (трасса 47). Впрочем, на машине к нему подъехать невозможно, придется проделать путь пешком примерно в 1,5 км.

Из Исландии в Гренландию

Оказавшись в Исландии, не стоит забывать, что отсюда самый простой способ добраться до Гренландии (если, конечно, есть такое желание). Самолеты авиакомпании Air Iceland (не путать с Iceland Air) летают из аэропорта Рейкьявика, который расположен почти в центре города.

При покупке билета в Гренландию (около 15 тыс. рублей) в аэропорту вам предложат еще и гида на месте – не отказывайтесь: в Гренландии пассажиров не встречают таксисты, предлагающие «недорого довезти до города». И сам город можно не увидеть. Я, например, прилетел в Кулусук (полет занял два часа), который от аэропорта был скрыт горой. Если бы не гид, даже не знаю, куда бы я пошел: вокруг были только снег и горы.

Остановка в Гренландии была в течение четырех часов, за которые нам (вместе со мной также летели туристы из Италии, Китая, Норвегии, Швеции и других стран) показали город, в котором живет около 300 человек (в основном эскимосы), местный магазин с полупустыми полками, кладбище (очень интересное, между прочим, место – на крестах нет ни одного имени) и сводили в гости в деревенскому шаману.

Вернуться в аэропорт из Кулусука предложили по льду залива на собачьих упряжках – удовольствие стоит 40 евро. Впрочем, удовольствия было немного: на дворе стоял июнь и лед уже начал подтаивать. Собаки то и дело пытались обойти сугробы, а следовательно, протащить сани по проталинам. Только купаться в Гренландии совершенно не хотелось…

Но до аэропорта мы добрались без приключений и на том же самолете, на котором прилетели, покинули Кулусук. Кстати, желающие остаться в Гренландии на ночь могут это сделать – в городе есть гостиница.

Русский след

Интересно, что именно в Гренландии я за все время своего исландского путешествия впервые встретил русскоговорящего человека. Марина замужем за исландцем и живет в пригороде Рейкьявика уже пять лет. В настоящий момент сдает экзамены на знание исландского языка на гражданство. В Гренландии она оказалась по заданию своего работодателя – туркомпании, которая отправила ее «разведать» маршрут, чтобы потом возить туристов.

По словам Марины, финансовый кризис настолько подорвал экономику страны, что Исландия сейчас живет практически только за счет туристов, которым продают даже воздух. В буквальном смысле: в магазинах можно встретить пустые консервные банки с надписью «Чистый горный воздух». Между прочим, одна банка стоит 1000 крон, как пол-обеда. А еще исландцы продают пепел своих вулканов – все баночки аккуратно подписаны: вот пепел Эйяфьятлайокудля, рядом – Гримсвотна…

«В стране отели растут просто как грибы», – заверяет Марина, добавляя, что это единственный частный бизнес, который хоть как-то развивается. Впрочем, на ценах число гостиниц совсем не сказывается. «Я бы не сказала, что отели подешевели из-за кризиса. Другое дело, что крона сильно упала к евро и доллару, поэтому к нам едет много европейцев. И русские, кстати, тоже потянулись…» – добавила она.

Тем не менее россияне пока не так многочисленны в Исландии. Я, например, проехав по стране около 2500 км, ни разу не увидел надпись «Говорим по-русски» (такую встречал даже в Кении) или меню на русском языке, оно, как правило, на немецком, испанском, французском и английском. А один бармен в Вогаре, узнав, что я из Москвы, с удивлением спросил: «Как ты к нам добрался?» Видимо, до сих пор считает, что в Москве по улицам ходят медведи…

Краткая справка:

Авиабилеты Москва – Рейкьявик – Москва – 18 700 рублей [авиакомпания airberlin (туда – через Дюссельдорф, обратно – через Берлин), куплены за 4 месяца до поездки];

аренда авто – 410 евро за 7 дней (Toyota Yaris, 5d, МКПП, забронирована за 4 месяца до поездки);

отели – самый дешевый в городе Вик (40 евро на одного), самый дорогой – в Эгльстаддире (70 евро); отель в Рейкьявике – 67 евро;

бензин – 232 кроны (1,41 евро) за литр, дизель – на крону дешевле;

еда – средний счет около 15–18 евро (одно рыбное блюдо с гарниром и кофе/сок);

курс исландской кроны (ISK): 1 евро – 164 кроны;

средняя температура – 6–8 градусов тепла (первая декада июня). Кстати, все исландцы убеждали, что это «аномально холодно» для июня: обычно в это время в два раза теплее;

время – минус 4 часа от московского времени;

билеты Рейкьявик – Кулусук (Гренландия) – Рейкьявик (вместе с гидом) – 15 300 рублей (авиакомпания Air Iceland, куплены в аэропорту за 2 часа до вылета без предварительной брони).

Золотое кольцо Исландии

На карте: А – столица Рейкьявик, С – Geysir, В – водопад Gullfoss, D – кратер потухшего вулкана Kerid

Полуостров Рейкьянес

На карте: А – Рейкьявик, С – аэропорт Кефлавик, В – Голубая лагуна

Полезные сайты:

Экскурсии из Рейкьявика

Reykjavik Excursions – www.re.is

Iceland Excursions – www.graylineiceland.de

Любителям экстремального отдыха

Arctic Rafting– www.arcticrafting.com

Arctic Adventures – www.adventures.is

Посмотреть китов

Eiding – www.elding.is


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?