Русские СМИ выбрали Лондон

По итогам прошлого года самой упоминаемой европейской столицей в российских СМИ стал Лондон. О том, сколько внимания и почему российские журналисты в своих материалах уделяли другим столицам Европы, показывает данный индекс EUROMAG.

Индекс EUROMAG показывает, что на протяжении последних лет наблюдается возрастающий интерес российских СМИ к Европе. В прошлом году этот тренд не только сохранился, но и усилился. Суммарная упоминаемость столиц европейских государств в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросла на 43%, а суммарная упоминаемость совместно с Москвой возросла на 45%.

Журнал EUROMAG и «Группа 808. Информационный аудит» в рамках совместного проекта попытались выяснить, какие европейские столицы чаще всего упоминаются в российских СМИ и с чем это связано.

Лидерами рейтинга на протяжении последних лет остаются Лондон, Париж, Берлин, Рим, Брюссель. В индексе EUROMAG на их долю приходится более половины упоминаний всех столиц Европы в 2010 году.

Диаграмма 1

ЛОНДОН

Свое лидерство ЛОНДОН удерживает на протяжении последних пяти лет. На диаграмме 2 приведено распределение упоминаний Лондона в контексте тем «Бизнес», «Политика», «Культура», «Спорт», «Туризм».

Результаты исследования подтверждают общепринятые представления о Лондоне как одной из финансовых и политических столиц мира. В то же время Лондон – крупнейший мировой культурный центр и хозяин грядущей Олимпиады-2012.

Лондонские биржи и связанные с ними котировки занимают 13,6% от общего числа всех материалов, где упоминается Лондон. В связке с ведущими российскими компаниями сырьевого сектора («Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Норникель» и др.) Лондон упоминается в 10,6% публикаций, а в связке с инвестициями – в 11%. Особая тема – спрос на недвижимость в Лондоне, и в частности на элитное жилье. Эта тема затрагивается 4,7% публикаций.

На политической арене Лондон упоминается в контексте Евросоюза и его структур (3,7%), а также в контексте с НАТО (5,2%). Антитеррористическая деятельность Лондона (особенно в преддверии Олимпиады) упоминается в российских СМИ в 3,3 тыс. публикаций (5,9%).

В российских СМИ в контексте Лондона часто упоминаются многие известные россияне. По популярности обогнал всех бизнесмен Роман Абрамович и принадлежащий ему клуб «Челси» (3,3%). На втором месте предприниматель Олег Дерипаска с 1%. А другие россияне – Евгений Чичваркин, Борис Березовский, Юрий Лужков, Елена Батурина, Ахмед Закаев, Александр Литвиненко, Андрей Луговой, Михаил Ходорковский – набрали вместе 8,8%.

Диаграмма 2

Общее же количество публикаций с упоминанием Лондона в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 37%, а совместная упоминаемость Лондона с Москвой увеличилась за тот же период на 41%.

ПАРИЖ

На втором месте индекса EUROMAG стабильно обосновался ПАРИЖ. В 2010 году российские СМИ больше всего уделяли внимание освещению антиправительственных выступлений, связанных с пенсионной и образовательной реформами (10,3%), а также мероприятиям в рамках Года Россия – Франция (11,5%). Высылка цыган в Румынию и запрет на ношение в общественных местах хиджаба заняли 5%, сотрудничество с Россией в ядерной области – 2,5%, а покупка Россией вертолетоносцев «Мистраль» – 1,9%.

Диаграмма 3

Общее количество публикаций с упоминанием Парижа в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 47%, а совместная упоминаемость Парижа с Москвой увеличилась за тот же период на 54%.

БЕРЛИН

Львиная доля упоминаний БЕРЛИНА в российских СМИ (третье место) была связана с празднованием 65-летия Победы во Второй мировой войне. Почти 55% от общего количества упоминаний прямо или косвенно касается этой темы. Выступление Владимира Путина на экономическом форуме в Берлине, его интервью газете Süddeutsche Zeitung и двусторонние встречи Путина и Медведева с Меркель нашли свое отражение в 6,3% публикаций. Российско-германские бизнес-отношения заняли 13%, аномальные природные явления и катаклизмы – 8,8%.

Диаграмма 4

Общее количество публикаций с упоминанием Берлина в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 42%, а совместная упоминаемость Берлина с Москвой увеличилась за тот же период на 54%.

БРЮССЕЛЬ

Активное упоминание БРЮССЕЛЯ, который разместился на четвертой строчке индекса EUROMAG, связано с размещением в этом городе штаб-квартиры Евросоюза и офиса НАТО, секретариата стран Бенилюкса и Западноевропейского союза. Более 50% всех публикаций упоминают Брюссель в контексте ЕС, Европарламента, еврокомиссаров. Почти 30% публикаций связано с урегулированием экономического (финансового) краха Греции и Испании. В российских СМИ нашли свое отражение взаимоотношения Брюсселя с Украиной (23%), Грузией (12%), Казахстаном (7%), оценка ситуации в Белоруссии (около 10%).

Немалая доля публикаций связана с критикой депутатами Европарламента российского руководства в отношении правозащитников (арест Л. Алексеевой), оппозиции, соблюдения прав человека. Доля этих публикаций составила 10%. Контекстные упоминания Брюсселя и Михаила Ходорковского – менее 1%. Тема терроризма, коррупции, наркотрафика в контексте с Брюсселем составляет чуть более 20%. В контексте Брюсселя освещались и последствия природных катаклизмов (наводнения, морозы, авария под Ла-Маншем, извержение вулкана в Исландии) – примерно 6%.

Общее количество публикаций с упоминанием Брюсселя в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 34%, а совместная упоминаемость Брюсселя с Москвой увеличилась за тот же период только на 7%.

ВАРШАВА

Пятую строчку индекса EUROMAG по итогам прошлого года заняла ВАРШАВА. Самым громким событием 2010 года, связанным со столицей Польши, стало крушение самолета президента Польши под Смоленском в апреле. Эта трагическая тема освещается в 27% публикаций российских СМИ. Связанная с ней тема Катыни упоминается в 12% публикаций в российских СМИ. Еще в 11% публикаций освещались выборы нового президента Польши. Суммарно на эти три темы пришлось чуть более 50% публикаций.

Другой темой, нашедшей значительное отражение в российских СМИ (почти 7%), стал скандал вокруг закрытия офиса Союза поляков в Минске. Почти в таком же количестве публикаций затрагивалась тема последствий природных катаклизмов (морозы, снегопады, наводнения). Как ни странно, обсуждение возможности размещения американских ракет в Польше освещалось в чуть более 3% публикаций, тогда как в предыдущие годы эта тема привлекала гораздо большее внимание российских СМИ. В феврале 2010 года в Варшаве прошли демонстрации протеста против героизации Степана Бандеры, а также пикетирование посольства Украины (3% публикаций). Главной спортивной темой публикаций российских СМИ в контексте с Варшавой стала подготовка и проведение жеребьевки футбольного Евро-2012 (3%).

Общее же количество публикаций российских СМИ с упоминанием Варшавы в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось в 2,7 раза, а совместная упоминаемость Варшавы с Москвой увеличилась за тот же период в 2,8 раза.

ЛИССАБОН

Самый большой прирост публикаций в российских СМИ в 2010 году показал ЛИССАБОН (17-е место). Количество упоминаний этой столицы увеличилось более чем в 4,5 раза, а в контексте упоминания с Москвой – в 6,5 раза. В первую очередь это связано с осенним саммитом НАТО и саммитом ЕС – США. Этим темам было посвящено почти 70% публикаций российских СМИ в контексте Лиссабона. Присутствие на саммите НАТО президента Дмитрия Медведева освещалось в каждой второй из этих публикаций. Еще 6% публикаций связано с обсуждаемой на саммите ратификацией договора СНВ-3. Вопросы антикризисной политики ЕС в отношении Португалии и усилия правительства по преодолению кризиса затрагивались в 3% публикаций, а антиправительственные выступления, забастовки и акции протеста – в 6% публикаций. Визит в Лиссабон папы римского Бенедикта ХVI остался почти не замеченным российскими СМИ – около 1,5% публикаций.

АФИНЫ

АФИНЫ в индексе EUROMAG переместились с десятого на седьмое место. Общее количество публикаций с упоминанием Афин в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось почти вдвое (на 97%), а совместная упоминаемость Афин с Москвой увеличилась за тот же период на 66%. В первую очередь это связано с финансовым коллапсом Греции, массовыми антиправительственными демонстрациями и забастовками, а также реакцией ведущих стран ЕС (особенно Германии) на эту ситуацию. Значительное количество публикаций было посвящено состоянию рынка недвижимости в Греции и падению цен на нее.

РИГА

Уже второй год подряд РИГА входит в десятку самых упоминаемых европейских столиц, опередив все страны Балтии и Скандинавии. Ближайшая к ней в индексе EUROMAG столица – Хельсинки – упоминается на 24% меньше Риги. Из стран Балтии по упоминаемости в 2010 году Рига превосходит суммарную упоминаемость Таллина и Вильнюса на 18%. В контексте с Ригой самой популярной темой в российских СМИ стало 65-летие Победы во Второй мировой войне. Российские СМИ отражали как воспоминания и чествования ветеранов ВОВ российским правительством, так и шествие ветеранов Waffen SS по Риге и массовые акции, связанные с этими событиями (более 20% публикаций). А вот на выборы и деятельность русского мэра Риги Нила Ушакова было отведено 5% публикаций. Столько же упоминалась тема покупки российской фирмой целого городка Скрунды в предместье Риги (5%).

Общее количество публикаций с упоминанием Риги в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 27%, а совместная упоминаемость Риги с Москвой увеличилась за тот же период на 31%.

РЕЙКЬЯВИК

Одно из последних мест (26-е) в индексе EUROMAG заняла столица Исландии. И это большой прорыв для нее, поскольку по итогам 2009 года РЕЙКЬЯВИК занимал самую последнюю строчку. В 2010 году эта столица поднялась на три позиции.Львиная доля публикаций в российских СМИ о Рейкьявике приходится на освещение последствий извержения вулкана, которое на длительное время парализовало авиасообщение стран Европы и мира. Таких публикаций было более 50%. Более 20% публикаций затрагивают последствия экономического кризиса в Исландии, действия правительства в связи с этим.

Всем желающим ознакомиться с расширенной версией текста и таблицей по 29 европейским столицам мы готовы выслать полную версию данногоиндекса EUROMAG. Для этого нужно лишь отправить запрос на адресask@euromag.ru.Запрос составляется в свободной форме.

Замеры производились по материалам российских СМИ за период с 2009 по 2010 год, представленным в фондах интернет-библиотеки www.public.ru(всего более 100 тыс. публикаций).

 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?