Папа Юлий II заказал Микеланджело Буонарроти расписать свод Сикстинской капеллы в 1508 году, и ему пришлось ждать 4 года, чтобы увидеть фрески. Только в августе 1511 года ему было разрешено полюбоваться на частично расписанный свод.
Микеланджело расписывал свод в одиночку. Вскоре часть работ покрылась плесенью из-за большой влажности. Мастеру пришлось начать заново, он решил использовать новую смесь, изготовленную одним из немногих его помощников.
Юлий II был также инициатором строительства нового здания главного ватиканского собора Святого Петра на месте прежнего храма.
Ровно 500 лет назад он отслужил торжественную вечерню в честь создания фресок на своде Сикстинской капеллы. Это произошло накануне Дня Всех Святых, 31 октября 1512 года. Сегодня в тот же час папа Бенедикт XVI повторит церемонию в честь пятисотлетнего юбилея капеллы.
Однако знаменательная дата не поможет забыть о существующих проблемах. Директор Ватиканских музеев Антонио Паолуччи уже не раз предупреждал об опасности, грозящей известным фрескам в Сикстинской капелле.
«Если в ближайшем времени не установить в капелле современную систему кондиционирования и поддержания температуры, то единственным выходом может стать ограничение потока туристов, чтобы сохранить художественное наследие», – заявил он в последнем интервью.
Речь идет не только о «Страшном суде» и росписях свода Микеланджело – здесь собраны произведения Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Пьеро ди Козимо и других художников итальянского Возрождения.
«С течением времени массовый поток туристов приведет к необратимым последствиям для фресок. Из-за пыли в воздухе, выделяемого людьми углекислого газа, повышенной температуры воздуха и других факторов кардинальным образом меняется микроклимат капеллы», – объясняет Паолуччи.
Поэтому руководство музея обратилось к фирме Carrier, специализирующейся на изготовлении оборудования для поддержания температуры. Сейчас в Сикстинской капелле действует система, установленная 20 лет назад после проведенной тогда реставрации.
По словам Паолуччи, новая система кондиционирования должна появиться в капелле не позднее конца следующего года, иначе придется ввести квоту на посещение Сикстинской капеллы. А с этим, по его мнению, могут быть связаны трудности – помимо посещения капеллы туристами, здесь проводят важные религиозные церемонии и избирают нового Папу Римского. Первым Конклавом, прошедшим в Капелле, был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр VI.
Как говорит Паолуччи, экспертам из Carrier предстоит добиться выполнения трех задач: устранения пыли, регулярного обновления воздуха и установления в капелле постоянной температуры.
Однако о проведении новой реставрации речи не идет, заверил директор Ватиканских музеев. Он рассказал о том, как двадцать лет назад реставрационные работы под руководством Джанлуиджи Колалуччи открыли миру истинные цвета фресок Микеланджело, какими они были в его эпоху.
На данный момент речь идет об условиях сохранения этого наследия, а не о восстановлении, отмечает La Repubblica.
Даже спустя пять столетий Сикстинская капелла сохранила свою красоту и продолжает удивлять и восхищать миллионы туристов. Более пяти миллионов человек со всего мира посещают каждый год это место искусства эпохи Высокого Возрождения.
Посетители любуются фресками, но одновременно портят их, так как туристы не обращают внимания на знаки, запрещающие съемку со вспышкой и использование видеокамер, а также на замечания наблюдателей, просящих не говорить громко.
Знаменитый итальянский критик Пьетро Читати уже требовал от Ватикана ограничить вход в Сикстинскую капеллу ради сохранения фресок.
«Понятно, что церковь собирает деньги на свои благодеяния, но терпеть этот кошмар больше нельзя», – говорит он.
Сикстинская капелла была сооружена на месте, где до нее существовала «Великая капелла», в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор, состоявший из около двухсот членов – кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств. Сикст IV опасался военной угрозы со стороны флорентийской Синьории Медичи, с которой находился в напряженных отношениях, и от Мехмеда II, чьи войска угрожали восточным берегам Италии. Поэтому он решил укрепить эту постройку. Проект создал архитектор Баччо Понтелли, а работы велись под руководством Джордже де Дольчи. Капелла была освящена 15 августа 1483 года – в праздник Вознесения Богоматери.