В последний раз рекордно низкое количество погибших пассажиров самолетов было отмечено в 2004 году. Тогда один погибший приходился на 6,4 млн пассажиров, напоминает лондонская консалтинговая компания Ascend. Уходящий год побьет этот рекорд, несмотря на резкий рост рейсов по всем направлениям.
Общее количество погибших пассажиров в 2011 году – 401 человек. В 2004 году в авиакатастрофах погибли 344 человека, однако тогда общее число пассажиров по всем рейсам было на 30% меньше, отметили в Ascend. Эти данные не включают количество погибших в терактах, пишет The Wall Street Journal.
«Уровень безопасности растет быстрее, чем развивается авиаиндустрия», – радуется директор по безопасности Ascend Пол Хейс. И в первую очередь это утверждение касается западных авиаперевозчиков. В этом году они пережили одну крупную авиакатастрофу на три млн полетов по всему миру – это на 49% лучше, чем в 2010 году, свидетельствуют данные Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Это самый лучший показатель, который зафиксировала IATA с момента отсчета авиакатастроф в 1940 году.
Число авиационных происшествий на российских самолетах и лайнерах других стран сократилось до 2 аварий на 1 млн полетов. Впрочем, это все равно в 7 раз выше, чем на западных самолетах компаний Airbus, Boeing, Bombardier и Embraer.
Этот год завершается с еще одним важным рекордом – это самый продолжительный период времени без единого несчастного случая на авиалайнерах, заметил Харро Рантер, глава Aviation Safety Network, некоммерческой организации, которая отслеживает аварии. В последний раз 28 человек погибли при крушении самолета в Папуа-Новой Гвинее 13 октября. Предыдущий рекорд без авиакатастроф составил 61 день, причем это было в 1985 году.
Уходящий 2011 год, безусловно, заслуживает внимания, но не гарантирует безопасности в будущем, говорит президент Всемирного фонда безопасности полетов Билл Восс. По его словам, некоторые критерии безопасности так и не улучшились за много лет, а недавние аварии вскрыли проблемы, над которыми еще надо работать. Например, до сих пор много проблем в системе безопасности в аэропортах. Еще один пробел – это низкий уровень подготовки и обучения пилотов, работающих на сложных компьютерах.
Уходящий год также привел к более глубокому осознанию проблем безопасности в развивающихся странах, добавил Билл Восс. Ведь большинство погибших при авиакатастрофах насчитывается в России, Иране и африканских странах, таких как Ангола и Конго.
Посадка самолетов за взлетно-посадочной полосой по-прежнему самая распространенная угроза. На нее приходится более четверти всех авиационных происшествий с участием западных самолетов, хотя доля смертей здесь самая маленькая. Причина этого в том, что пилоты, которые не прошли надлежащую подготовку, не всегда правильно вводят данные о полете в бортовые компьютеры.
Более редкие, но особенно тяжелые причины авиакатастроф – так называемая «потеря контроля над управлением», когда самолет вдруг совершает непредвиденный маневр. Эта проблема должна решаться совместными усилиями со стороны авиакомпаний, регулирующих органов и производителей авиационного оборудования, считают в Европейском агентстве по авиационной безопасности (EASA).
Еще одна причина авиакатастроф – ошибка пилотов, которые слишком много полагаются на систему автоматизации. В критических ситуациях им все равно приходится прибегать к мастерству, а здесь возникают трудности. Это говорит о необходимости фундаментальных изменений, среди которых ужесточение правил подготовки пилотов, подчеркнул Билл Восс.
Напомним, Россия стала самой опасной страной для авиапассажиров. Об этом свидетельствуют данные рейтинга, составленного компанией Ascend в декабре. С поправкой на объем авиаперевозок по числу авиакатастроф и погибших в них Россия в этом году обошла наименее развитые государства, в том числе Конго и Индонезию.
В этом году в России разбились 9 пассажирских самолетов. И это притом что еще два года назад опыт России в области обеспечения безопасности на авиатранспорте казался успешным. После череды катастроф в начале 2000-х правительство в 2006 году повысило уровень безопасности у крупнейших перевозчиков вроде «Аэрофлота» и «Трансаэро», и некоторое время в нашей стране не было крушений с человеческими жертвами. Однако позднее по мере роста пассажиропотока у небольших авиакомпаний количество катастроф стало расти.