Откуда взялись греки

Греки в большинстве своем полагают, что произошли напрямую от Перикла, Сократа и Аристотеля. Им кажется, будто история была лишь чередой событий никак не изменивших лицо народа. Так ли это на самом деле или корни нации запутаны и неоднородны? Много ли общего имеют современные эллины с эллинами античности? Всегда ли существовала между ними культурная связь?

Греческие националисты – как националисты всюду – считают коренных жителей своей страны единой с древней нацией, чистой и потому великой. Но история говорит о сложном пути, пройденном населяющим ныне Грецию народом. Древнегреческая цивилизация еще до покорения ее Римом была этнически неоднородной. Даже если оставить за скобками особенности племен, населявших территорию Эллады, Эпира и Македонии, то многочисленных рабов никак нельзя позабыть.

В развитых греческих полисах, таких как Афины или Коринф, этот класс мог составлять до двух третей населения. Среди рабов было много фракийцев и иллирийцев, жителей областей персидского востока и скифов. Столь немалая доля иноплеменных невольников не могла не разбавить «чистую кровь» древних эллинов. Большая часть рабов, вероятно, происходила из областей Европы и внешне они мало отличались от эллинов. Когда Элладой завладели римляне, то многие греки сами оказались рабами и покинули родину. Вместе с Римом пришел и новый, более жестокий способ эксплуатации рабов, а приток их в Грецию усилился.

Василий Колташов
Василий Колташов

Василий Колташов руководит Центром экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Окончил Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС). Преподавал политологию, а в аспирантуре специализировался на изучении политического лидерства. В 2004-2006 годах работал в команде Института проблем глобализации (ИПРОГ), а в 2007 году перешел в ИГСО. Параллельно занимался журналистикой, рекламой и PR консалтингом. В ИГСО отвечает за экономический блок исследований, прогнозы и анализ. С 2007 года проживает в Афинах, Греция.

Римские завоевания привели к превращению в рабов очень многих ранее свободных жителей Средиземноморья. Народы смешивались в некий единый коктейль, который к началу III века нашей эры стал обобщенно называться римлянами. Разделение на прежние народы сохранялось, но официально все подданные империи именовались одинаково. Со временем это второе название приобрело определяющее значение. Варвары не слишком отличали эллина от фракийца или сирийца.

Великое переселение народов IV–VII веков по-новому повлияло на жителей Греции. К этому времени рабовладение в империи как бы размылось: рабов посадили на землю подобно простым крестьянам, а свободных арендаторов превратили в зависимых земледельцев. Разница между прежде свободным землепашцем, если он только не имел собственной земли, и рабом почти стерлась. Смешение племенных корней вошло в новую фазу, но не задержалось в ней. Следом за готами и гуннами на балканские земли Восточной римской империи обрушились славяне. Они оказали на Грецию большое влияние, потому, что не ушли, а остались на земле эллинов.

Полуостров Пелопоннес, Аттика и более северные области Византии в VII веке удержать не смогла. Славяне раз за разом прорывали границу, разоряли города и поместья и все время шли на юг. Империя римлян сосредоточилась на побережье. От линии укреплений времен Юстиниана, что отсекала Пелопоннес от захватчиков, не осталось и следа. Зато на побережье полуострова каменными стенами закрылись города и крепости: сюда бежали «чистокровные» потомки эллинов. Крайне сомнительно, что зависимые греческие крестьяне не нашли способа подружиться со славянами, завоевателями, разрушителями, но и освободителями низших классов византийского общества.

Сложно сказать, именовали ли себя коренные жители Греции в VII веке еще эллинами, или уже только римлянами. Но, когда спустя немало десятилетий кровопролитной борьбы «склавинии» – вышедшие из под контроля Константинополя области – были вновь подчинены империи, местные жители называли себя уже римлянами (ромиями). Какова была среди них доля славян? Вероятно, весьма значительной. За века второго расцвета Византии смешение закрепилось, ибо города побережья уже без страха могли открывать свои ворота для обитателей соседних равнин и гор. Императоры возродили свою власть во всех областях Греции. Но славянская экспансия породила мелкие земельные владения, что, кстати, надолго усилило империю.

Нашествие турок стало новой вехой в истории Греции. К этому времени в стране успели похозяйничать западные крестоносцы и итальянцы. Османское владычество, вряд ли, существенно повлияло на местное население, считавшееся себя в большинстве не эллинами, а римлянами. С самими турками в Малой Азии произошло примерно то же, что стало с блюдом манты в ходе переселения этой части турецкого народа на Запад. Из большого куска мяса в тесте, манты в турецкой кухне превратились в мелкие кусочки теста безо всякой начинки. Османы слишком смешались с подвластными народами Азии, и их владычество в Греции лишь помогло немного смешать родственные народы: греков и обитателей Малой Азии. До покорения мусульманами, они, как и эллины, считали себя римлянами.

Освободительная борьба Греции против османского господства привела к рождению национального сознания. С Запада жители Эллады узнавали о своем великом прошлом. Школьные учителя принялись рассказывать об этом детям. Но даже в начале XX века немалая часть греческого населения северных провинций считала себя болгарами или частью других народов. В наши дни греческая общность стала как будто более четкой. Но правду о том, из смеси каких племен сделаны современные греки, знают не все. Между тем, славянским народам не стоит забывать, что их родство с эллинами носит не только религиозный и культурный, но и этнический характер.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?