Пять маленьких или один большой

В год через лондонский авиаузел проходит почти 130 млн пассажиров. В 2030-м году спрос вырастет до 270 млн пассажиров в год. Поэтому в Лондоне говорят о необходимости построить совершенно новый аэропорт, отвечающий потребностям города и страны. Однако, есть ярые противники нового авиаузла.

Пассажиры самолетов, заходящих на посадку в лондонский аэропорт Хитроу с востока — из Москвы или Пекина, Дели или Стамбула, в случае солнечной погоды имеют возможность почувствовать себя на экскурсии. Дело в том, что самолеты снижаются прямо над центром Лондона. И если сидеть по правому борту, то из иллюминаторов окзаываются видны стеклянные башни небоскребов Кэнэри-уорф и Сити, Тауэр и Тауэрский мост, собор Святого Павла, колесо обозрения London Eye, парламент с Биг-беном и Трафальгарская площадь с Национальной галереей, Букингемский дворец и окружающие его парки.

Чем дальше на запад, тем ниже летит самолет, и тем отчетливее видны дома, улицы, двухэтажные автобусы и люди. Для туристов – дополнительный атракцион, а для лондонцев – возможность увидеть знакомые закоулки своего города.

Александр Кокшаров
Александр Кокшаров

Александр Кокшаров — собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Лондоне. Изучал географию и экономику в университетах Минска, Бохума (Германия), Москвы и Оксфорда. В последнем учился в аспирантуре и преподавал спецкурсы по экономической географии. Начал сотрудничать с «Экспертом» в 1998 году, а в 2002 году оказался на нынешней должности. В этой роли следит за финансовыми, экономическими и политическими новостями из Британии и других стран Европы. Для чего весьма полезным оказалось экономико-географическое образование.

Правда, заходящие через самый центр города самолеты не радуют тех, кто живет прямо под воздушными трассами. В находящихся на западе Лондона районах Фулэме, Патни, Хаммерсмите или Ричмонде самолеты проносятся над головами жителей каждую минуту – с 6 утра и до 10 вечера. И ладно, когда это узкофюзеляжные двухмотороные «рабочие лошадки» большинства  авиакомпаний, к ним местные жители довольно быстро привыкают. Но когда над, скажем, Ботаническим садом в Кью садится Airbus–380 с четырьмя двигателями, то шум перекрывает все удовольствие от посещение этого райского уголка.

Именно поэтому предложение построить третью взлетно-посадочную полосу в Хитроу, крупнейшем из лондонских аэропортов, не вызвало энтузиазма у жителей западного Лондона. На последних выборах в 2010 году они массово проголосовали за консерваторов, которые обещали отменить решение лейбористского правительства о расширении аэропорта.

Через открытый в 1946 году аэропорт в прошлом году прошли 65,8 млн пассажиров, что делает его крупнейшим в Европе. Но расти ему уже некуда – он действовал на 99,2% своей мощности. Всего две взлетно-посадочные полосы создают ограничения по количествам взлетов и посадок (в Париже или Франкфурте – по четыре полосы).

А плотная застройка вокруг аэропорта препятуствует его использованию в круглосуточном режиме. 31 июля 2011 года, который стал самым напряженным в истории Хитроу, через аэропорт прошли 233,5 тыс человек. Поэтому на время проведения лондонской Олимпиады летом 2012 года британские власти уже проводят меры, которые воспрепятствуют полному коллапсу аэропорта: число рейсов будет уменьшено, а на территории рядом будет развернут временнй терминал, который будет обслуживать прибывающих на игры спортсменов и болельщиков.

Казалось бы, Хитроу – не единственный аэропорт Лондона, поэтому проблем с развитием местного авиаузла быть не должно. Кроме расположенного к западу от города (и связанного с центром не только шоссе и скоростным железнодорожным экспрессом, но и линией метро) Хитроу, это еще четверка местных аэропортов.

В 45 км к югу от города находится аэропорт Гатвик, через который в год проходят почти 32 млн пассажиров, что делает его девятым крупнейшим в Европе.К северу от столицы работают аэропорты Станстед (18,6 млн пассажиров) и Лутон (8,8 млн пассажиров), популярные среди бюджетных авиакомпаний. А в пределах самого Лондона, на месте бывших доков в восточной части города, имеется аэропорт Сити, до которого от самого делового района Сити всего 11 км (а от Кэнэри-Уорф и того ближе). Из последнего летают небольшие самолеты, способные взлетать с его короткой, всего в 1,5 км, полосы, в ключевые города Европы. Через популярный среди финансистов аэропорт Сити в год летает 2,5 млн пассажиров.

Таким образом, в год через лондонский авиаузел сегодня проходит почти 130 млн пассажиров. По прогнозам британского министерства транспорта, в 2030-м году спрос вырастет более чем вдвое, до 270 млн пассажиров в год. Увы, возможности расширения существующих аэропортов этот спрос удовлетворить не смогут. Против строительства взлетно-посадочных полос выступают жители не только Лондона, но и Краули (город рядом с Гатвиком) и Станстеда.

Отсутствие роста аэропортов не только мешает британцам летать (а в островной стране авиаперелеты по определению оказываются более популярны, чем в континентальных странах Европы), но и вести бизнес. Согласно недавнему исследованию компании ВАА, оператора Хитроу и Станстеда, отсутствие прямых рейсов из Лондона в ключевые города быстрорастущих развивающихся стран — прежде всего, Китая, Индии или Бразилии, наносит Британии экономический ушерб в 1,8 млрд долларов.

Например, в полуторамиллиардный Китай из Лондона можно улететь прямыми рейсами только в Пекин, Шанхай и имеющий особый статус Гонконг. А в расположенный недалеко от последнего Гуанчжоу, который уже давно именуют «Манчестером 21 века» долететь из Лондона можно только с пересадкой. А пока из Хитроу туда не летают самолеты, из Амстердама в Гуанчжоу выполняется 311 рейсов в год, из Парижа – 290, а из Франкфурта – 211.

Поэтому в Лондоне все больше говорят о необходимости не пытаться что-то сделать с нынешними аэропортами, расположенными неудачно и без перспектив развития, а построить совершенно новый, отвечающий потребностям города и страны. Например, к востоку от города, подальше от застроенной территории.

Так, еще в 2009 году мэр города Борис Джонсон предложил построить аэропорт на искусственном острове в Северном море, у устья Темзы. Остров предлагали соединить ветками скоростных магистралей (шоссейной и железнодорожной) со столицей, а заметное удаление от города позволило бы новому аэропорту работать в круглосуточном режиме.

Но строительство насыпного острова, по примеру нового аэропорта Гонконга, может обойтись в десятки миллиардов, которые сейчас просто не найти – ни государству, ни частным инвесторам. Поэтому в последние месяцы были озвучены и два более дешевых варианта аэропорта к востоку от Лондона в устье Темзы. Один – на полустрове Ху, второй – на острове Грейн.

У этих проектов есть несомненные плюсы — они дадут Лондону воможность получить современный аэропорт, а не бесконечно пытаться модернизировать безнадежно устаревшую инфрастуктуру. Аэропорт в устье Темзы будет удален от города, поэтому сможет работать круглые сутки и будет иметь достаточно воможностей для развития в будущем, связав Лондон со всеми ключевыми городами мира. Что позволит британским авиакомпаниям нормально развивать свою маршрутную сеть и оптимизировать функционирование хаба, а не придумывать полумеры, как строительство железнодорожной магистрали между Хитроу и Гатвиком для транзитных пассажиров.

Но есть и очевидные минусы. Гигантские затраты (самый «дешевый» проект, на полустрове Ху обойдется всего в 21 млрд долларов) – это лишь полдела. Новый аэропорт придется связывать с городом новыми шоссе и железнодородными ветками, а на это потребуются и время и деньги.

Это перекроит логистическую структуру города, которая сегодня завязана на Хитроу, вокруг которого расположены многочисленные производства и склады. Кроме того, если главный аэропорт Лондона переедет с запада города на восток, то что станет с 76 000 рабочих мест, которые сегодня создаются в самом Хитроу и его окрестностях?

Главным соперником проектов новых аэропортов, впрочем, могут стать птицы – устье Темзы является одним из центров концентрации птиц на всем востоке Англии. Десятки видов останавливаются тут во время сезонных миграций, а некоторые зимуют в условиях мягкого морского климата. Миллионы птиц привыкли летать по своим маршрутам, которые, в случае строительства аэропорта, придется менять.

Авторы проектов новых аэропортов говорят о том, что места зимовок и гнездовий могут быть перенесены, что вполне воможно. Но птицам понадобятся годы, чтобы привыкнуть к новым местам и научиться избегать территорию вокруг аэропорта. А столкновения пернатых с современной авиационной техникой могут быть смертельно опасны – достаточно вспомнить случай с посадкой лайнера на Гудзоне в 2008 году.

Тогда самолет, вылетевший из нью-йорского аэропорта Дж. Ф. Кеннеди и столкнулся со стаей гусей, повредивших его оба двигателя, удалось приводнить без человеческих жерств лишь благодаря навыкам капитана и везению.

Окажутся ли авиакомпании готовы экспериментировать с аэропортом, построенном на месте колоний миллионов птиц, пока остается открытым вопросом. Именно поэтому первое предложение постройки аэропорта в устье Темзы, которое обсуждалось еще десять лет назад, тогда в итоге было отклонено. Чьи аргументы окажутся сильнее в этот раз, покажет лишь время.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?