Share
0

И бензин по 70 рублей

Скачки цен составляют до пары десятков евроцентов за литр, и ‒ что самое плохое ‒ копируются соседними заправками. В итоге, хотя формально ценового сговора и нет, на деле внезапный рост цены на одной заправке немедленно поднимает цены на всех соседних заправочных станциях.

Заметим ‒ немецкая деловая пресса, прекрасно знающая о трюках заправщиков, зубоскалит над сетями в своих карикатурах. Например: за длинным столом сидят лидеры крупнейших заправочных сетей и молятся: «Господи, благодарим тебя за наш хлеб насущный, заработанный благодаря необъяснимым синхронным скачкам цен».

Особенно, такие трюки заправщики обожают проводить в дни перед национальными праздниками, ‒ когда вся Германия на колесах, цены взлетают до небес вне зависимости от того, сколько стоит на рынке баррель нефти. Полностью запутанный водитель в итоге машет на все рукой и заправляется по безумной цене.

Сергей Сумленный
Сергей Сумленный

Сергей Сумленный - политолог, глава представительства немецкого фонда Генриха Бёлля в Украине. Работал в московском бюро крупнейшей немецкой телерадиокомпании ARD, во франкфуртской редакции газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, отвечал за консультирование по вопросам российских санкций в немецкой консалтинговой компании SCHNEIDER GROUP. Защитил диссертацию по истории взаимоотношений власти и СМИ в послевоенной Германии (ИНИОН РАН). Автор книг «Немецкая система» и «Немецкий формат».

А ведь еще сравнительно недавно немцы не верили в то, что бензин действительно может серьезно подорожать. «Даже если бензин будет стоить три марки десять пфеннигов ‒ да мне насрать, я буду ездить дальше!» ‒ благодаря этим разухабистым словам динамичная песня «Я жму на газ» немецкого певца Маркуса Мёрля (или просто – Маркуса), спетая им в 1982 году, мгновенно стала хитом немецкой поп-сцены. Конечно же ‒ бензин за 3,10 марки? Ха-ха, какая изящная сатира, думали немцы. Сегодня, когда высокооктановый бензин стоит в Германии 1,8 евро (то есть, в пересчете на прежнюю валюту ‒ 3,8 марки) никто уже над ценами на бензин не смеется.

Бензин по 1,6 ‒ 1,8 евро (64 – 72 рубля!), дизельное топливо по 1,5 евро (60 рублей) ‒ это суровая реальность, которая заставляет любого немца лихорадочно проглатывать слюну, вставляя пистолет заправочного шланга в горловину бака своего Mercedes или Volkswagen. Даже владелец дизельного автомобиля уже привык к тому, что отдает за заправку больше 100 евро. Ужас, конечно ‒ а что делать-то?!

И, кстати, не надо думать, что эти цены сочетаются с «общим уровнем цен в стране». Мол, что «немцы получают большие зарплаты ‒ так пусть и бензин у них будет дороже». Практически любой бытовой продукт, пусть и не производимый в Германии (типа экзотических фруктов или китайских футболок) в Германии стоит дешевле, чем в России. И только бензин ‒ в несколько раз дороже. Более того ‒ рост цен на топливо существенно опережает инфляцию в стране. Два года назад я заправлялся по 95 центов за литр дизельного топлива ‒ за два года цена выросла более чем на 50%.

Чтобы хоть как-то спастись от дороговизны топлива в Германии, немцы, имеющие счастье жить недалеко от границ, ездят заправляться в соседние страны. И это никак не связано с тем, что соседи Германии добывают собственную нефть ‒ нет, просто основной фактор цены немецкого бензина и дизельного топлива (за вычетом ценовых колебаний в течение дня) ‒ это акцизы на топливо.

«В каждом литре бензина ‒ 86 центов налогов!» ‒ такие стикеры размещала на своих заправках компания Aral (сеть заправок британской BP) еще несколько лет назад. Сейчас доля налогов в бензине еще больше. Неудивительно, что немцы, которым везет жить на границе с Польшей, заправляются исключительно на территории восточноевропейского соседа, где в пограничной полосе построены гигантские, на несколько десятков одновременно заправляющихся машин, заправки. Впрочем, на западе страны немцы тоже ездят заправляться за рубеж ‒ даже в богатейшем Люксембурге, где уровень дохода на душу населения существенно выше, чем в Германии, бензин все равно дешевле.

И вот тут, отдав на заправке очередные сто евро из своей зарплаты (а после уплаты всех налогов, страховок и арендной платы за квартиру у немца остается не так уж много денег), немецкий водитель сталкивается с еще одной причиной того, что возвращаться на заправку ему придется уже очень скоро. Причина эта проста и изящна.

Дело в том, что Германия ‒ единственная страна Евросоюза, где на многих автобанах (примерно на 30% их продолжительности) нет верхнего ограничения скорости. Может твоя машина ездить 250 км/ч, и дорога свободна? Вперед, жми на газ. Может ехать быстрее? И это не проблема.

Раз за разом немецкие политики из числа партии «Зеленых» пытаются провести запрет на безлимитные автобаны и добиться введения ограничения скорости. Ведь, уже при 160 км/ч расход бензина – по сравнению даже со 130 км/ч – вырастает чуть ли не в полтора раза. А при 190 км/ч можно отчетливо слышать, как к реву мотора примешивается гудение буровых вышек где-то в странах Залива.

Эти инициативы, однако, раз за разом отвергаются немецкими консерваторами, а также могущественной ассоциацией автомобилистов ADAC. А ведь казалось бы ‒ введи такой запрет, и расходы на бензин резко уменьшатся! Я сам однажды сделал над собой волевое усилие ‒ и потратил весь бак, двигаясь не быстрее 130 км/ч. В итоге моего 65-литрового дизельного бака хватило мне на 1 220 километров дороги! В отличие от обычной ситуации, когда заправляться приходится через 850–900 километров.

Разумеется, сохранение в Германии безлимитных автобанов ‒ это, в первую очередь, следствие любви немцев к быстрой езде. «Каждый немец на опеле уверен, что право мчаться по автобану со скоростью крылатой ракеты ‒ это неотъемлемое право человека», ‒ иронизируют немецкие сатирики, и они правы. Но раз за разом, когда я давлю на газ и одновременно смотрю на датчик расхода топлива, меня не оставляет ощущение, что в слишком быстром сжигании горючего заинтересован в том числе и собирающий топливные акцизы федеральный бюджет страны.

Читайте также
Комментарии (0)
Где это?
Новости партнеров
Как попасть в Лондон без визы?
Как попасть в Лондон без визы?