Главное событие итальянского Рождества – это вовсе не поход в церковь, где в полночь во время праздничной мессы в яслях (вертепах, имитирующих сцену рождения Христа, которые здесь называют «презепе») появляется младенец-Иисус, а застолье. «До первой звезды» итальянцы не ждут и идут в церковь прямо из-за стола. Хотя в католичестве, как и в православии, формально есть пост, но не такой строгий. Кроме того, католики давно поняли, что отнять тарелку, значит лишиться паствы. Считается, что на ужин в сочельник положено есть рыбные блюда, однако праздничный стол итальянцев ломится от лакомств, которые мамы и бабушки семейств готовили несколько дней. Это и традиционные сделанные вручную тортеллини (почти как русские пельмени), и лосось, и десятки разных закусок – плоды самой невероятной кулинарной фантазии. Кроме того, рождественское меню зависит от особенностей кухни той или иной области полуострова. 25 декабря днем все это чревоугодие продолжается с еще более невероятными рецептами: запеченной уткой, фаршированной рыбой или курицей, мясным рулетом с корочкой и, конечно, десертами.
Но это дань бедному прошлому. Только в середине прошлого века, до начала индустриализации Италии – фактической индустриальной революции, несколько запоздавшей на фоне общеевропейской истории – итальянцы в большинстве своем были бедны и крайне аграрны (говорят, что Россия – аграрная страна). Наесться до отвала можно было два раза в год и по религиозным поводам – на Рождество и Пасху (еще один признак влияния церкви). В наследие от каждодневного скудного питания осталось меню в ресторанах – из закусок, первого (всегда макароны) и второго блюд. Сейчас уже никто не ест по полной программе, а когда-то редкий поход в ресторан был поводом наесться от пуза. Кстати, многие итальянские рецепты, главным образом, «пасты» (макаронных изделий) результат изобретательности по схеме «каши из топора».
Красный цвет присутствует не только на столе – в виде скатерти, свечей, или красного лосося (обязательный атрибут), но и в одежде. Итальянцы традиционно наряжаются к праздничному столу, даже если трапеза дома в кругу близких, – мужчины в костюмах и пиджаках, как на церковной церемонии – тоже свидетельство не особой утонченности, а простонародного прошлого. По негласной традиции, женщины надевают в Рождество нижнее белье красного цвета. Только в этот период витрины магазинов женских аксессуаров окрашиваются в красный цвет, представляя сразу по несколько моделей на любой вкус – от «забавных» до «самых соблазнительных».
Рождество – это всегда семейный праздник, и очень похож на наш Новый год – с подарками, которые укладывают под елкой и открывают после полуночи. Я свято соблюдаю традицию – проводя 24–25 декабря в семье моего итальянского мужа. И могу сказать, что у русского человека, выросшего еще в советской (или постсоветской) действительности, их Рождество крадет Новый год (для меня лично, как для многих, главный праздник – волшебный и фантастический).
В стране, где религия не признавалась не только официально, но и на бытовом уровне, наше Рождество 7 января лишь, в лучшем случае, дань национальной самоидентификации, а в худшем – продолжение новогодней пьянки (прошу простить меня верующих людей, которые искренне ждут Рождества, многие – не признавая Нового года). Отмена Рождества (и религии) породила у нас невероятную значимость Нового года, который в Италии, наоборот, праздник второстепенный – повод для тусовки.
Мой муж говорит, что если бы не подарки, которые получаешь в ночь на 25-е, для него весь ритуал стал бы просто каторгой. Он же всегда попадает в затруднительное положение – подарки приходится дарить дважды: вместе со всеми на Рождество, а потом на Новый год (я, правда, не в накладе, хотя семейный бюджет, разумеется, общий).
Тем не менее, настроение под Новый год создается особое у всех живущих на европейской территории (про Китай, Индию, Японию – не знаю). Коллективный рефлекс – в первую очередь, не хочется работать – сформировался за тысячелетия, потому что Новый год заложен в нас на генном уровне.
История праздников идет параллельно и непосредственно связана. Задолго еще до времен Древней Римской империи (основа европейской цивилизации) люди, ориентировавшиеся на солнце, в период между 21 и 24 декабря (самые короткие световые дни) отмечали переход от старого к новому времени. Культ солнца существовал в древних культурах кельтов и германских пленен. Римляне перенимали традиции завоеванных территории, и знаменитые сатурналии, празднества в честь бога Сатурна, приходились на период с 17 по 23 декабря: никаких важных решений, никаких войн, свадеб, контрактов, путешествий в момент безвременья, когда дозволялось обычно недозволенное. Уже тогда римляне обменивались небольшими подарками – фигурками из воска, а начинались сатурналии с приношения жертв Сатурну. Новый год тогда, правда, начинался с марта, поскольку был привязан к сельскохозяйственным работам, но уже Юлий Цезарь с юлианским календарем в 1 веке до н.э. перенес начало года на 1 января, что почти совпадало с «новым солнцем».
Рождество придумали в Риме, приемной родине христианства, где под зорким контролем Пап Римских (наследников римских императоров) создавались его основные догмы. Праздник Рождества Христова был официально провозглашен еще во времена императора Константина, так называемого первого христианского императора, вскоре после разрешения исповедовать новую веру в 4 веке н.э. При определении даты 25 декабря было выбрано днем Рождества в честь праздника Бога Солнца, отмечаемого в день зимнего солнцестояния. Более того, самое древнее изображение Христа, еще до установление канонического образа, представляет собой наездника, управляющего квадригой с надписью «элиос» – «солнце».
До первого же января сохранялся период безвременья, когда нарушался порядок вещей, выкидывалось все старое – от мыслей до предметов (в Неаполе до сих пор выкидывают иногда и достаточно крупные предметы из окон). И мы сейчас находимся в безвременье – подводим итоги, строим планы… загадываем желания.
С Новым годом!