Мода для Севера

Если живешь в России, все время слышишь это нытье: жарко, холодно, мокро, сухо, зябко, душно... У нас тут свои извращенные отношения с климатом. Возможно, потому, что безнаказанно жаловаться можно только на погоду. И это единственная постоянная, хоть и переменная величина.

В Скандинавии, например, климат не лучше. Местами – хуже. В Дании серо, влажно и погано почти круглый год.

Но совсем другое отношение. Нет привычки бесконечно ругать мир, в котором они живут. Наоборот, вся философия основана на гармонии с этой недружелюбной средой. Все – от образа мысли, от ритма жизни до архитектуры, литературы, одежды – замечательно сочетается с этим прохладным миром, где всегда будто приглушен свет.

Арина Холина
Арина Холина

Писательница, автор журналов Сноб, Лента.ру, ELLE, Euromag. Ведет собственный проект sexandstyle.ru для женщин, которые считают себя яркими и сексуальными.

Кстати, петербуржцы похожи в этом на соседей. Они редко жалуются на ветры, ливни, метель и наводнения. Если кто ноет, так это сразу москвич. Петербуржцы – от модных дизайнеров до таксистов – честят чиновников, а не климат.

Поэтому питерские ближе к европейской... скандинавской культуре. И к моде. Не все, конечно, там своего гламура хватает (да еще и с провинциальным душком), но если кто продвинутый – он скорее какой-нибудь «шведский», а не «испанский».

А Москва, при всей любви, исторически город довольно вульгарный. Со всем тем наследством русской... гм... буржуазии, то есть купечества, которое, конечно, настроило в Замоскворечье церквей, но этим вклад в массовую культуру и ограничился. Тем более что вся наша бытовая культура – заимствованная. Да хоть византийская с неумеренной южной роскошью, которая среднему такому славянину вовсе не свойственна.

Поэтому мы здесь, в Москве, наблюдаем странные вкусы. Совсем не в национальном характере. Девушки имеют особенность наряжаться как трансвеститы. Мужчины жаждут отрады для глаз.

Но ведь русская девушка, которая живет в таком климате, не может быть сексуальной, как итальянка, вокруг которой все время тепло. Это неестественно. А значит, противоречит окружающему миру, который с этой девушкой, получается, всегда ругается. Отсюда и вечное недовольство всем. Посмотрите, с какими лицами эти девушки живут. Как будто им «Ока» ногу переехала.

Но привычки трудно изменить. Особенно если они уже превратились в традиции.

Поэтому скандинавский дизайн здесь не понимают. Ну разве что ИКЕА. И это уже большой шаг, на самом деле. Потому что ИКЕА – это правда идеология. Просто, дешево, но достойно человека, а не раба и не биомассы (камень в отечественную мебельную промышленность, точнее в ее останки).

Туда же, к ИКЕА, и шведский H&M, который сейчас одевает весь мир. Доступно. Качественно. Если кто решит спорить, то вот буквально за последние полгода с качеством тканей в H&M что-то случилось. Трикотаж не уступает Abercrombie. Это я ответственно говорю, как человек, который лучшие годы положил на заказ A&F из США, на драки за уцененные худиз на интернет-распродажах и на истерики в «EMS Россия».

В холодной и сумрачной России, как ни парадоксально, совсем не понимают северную моду. Датчане, которые, собственно, и представляют скандинавский стиль, потому что у них там настоящий бум легкой промышленности, одеты совсем не так, как русские представляют себе «красиво». Ткани четырех цветов (серый, черный, бежевый, белый), десять оттенков, все такое полинялое, множество слоев «из-под пятницы суббота», одни вещи кажутся маломерками, другие – словно на пару размеров больше. И ни тебе декольте, ни мини, ни трескающихся на попе джинсов.

Цвет, конечно, бывает. Один. Например, зеленый. Или желтый. Но это уже почти революция.

На датскую моду, как и на весь образ жизни, влияет лютеранство с его неприязнью к излишествам, вычурности, показухе. Это стиль людей, которые думают не только о том, что случится с ними через минуту, а заботятся о природе, переживают за экологию, даже пытаются увязать сексуальность и нравственность (в хорошем смысле слова. Если что – я хоть за то, чтобы в трусах ходили, лишь бы это было разумно и стильно).

Русской девушке такое сложно принять, так как она себя по большому счету продает. И это подтверждается экономически. Все представители европейских марок признаются, что для России приходится либо тщательно отбирать одежду, либо нарочно договариваться с брендами, чтобы те делали побольше блесток, покороче юбки и потеснее брюки.

Благодаря этому я лично чуть было не проглядела прекрасную марку ICHI. У меня тут в торговом центре на втором этаже открылся магазин. Мимо которого я уверенно ходила в Body Shop. Потому что у входа что-то сверкало, торчали какие-то кружева и штучки в стиле «сюси-муси». А потом случились распродажи – и все такое сияющее разобрали. И оказалось, что за всей этой красотой скрываются потрясающие вещи. И недорогие.

Датская мода, кстати, вообще недорогая. Это вам не заносчивые бельгийцы. Предел – уровень Karen Millen. Ну вот джинсы ICHI стоят где-то тысячи две рублей, зимняя куртка – две с половиной, а размахаистая кофта от Bitte Kai Rand – допустим, десять. И уже кажется, что тебя грабят. Хотя для одежды такого класса это очень гуманная цена. До распродаж, кстати. Но датчан в Москве нередко выдают за кутюр – ну хотя бы уже потому, что никто в этом ничего не понимает. Никто – в смысле много народу.

Поэтому в России с датской модой бедно. Одни недогоняют, другие считают, что дорого. Третьим проще ездить в Данию. Отличный маршрут – к друзьям в Питер, оттуда в Хельсинки, а потом уже на пароме в Данию и Швецию. Но таких совсем мало. Даже, скорее, не аудитория «Афиши», а ее редакция.

Есть ICHI, конечно. И мужской Frank Q – прекрасная марка, стильная, но не отчаянно выпендрежная. В замечательном Cara & Co продают Bitte Kai Rand. Этот бренд – один из тех, с кем вообще ассоциируется датская мода (все-таки основан в 1981 году). Причем это недешевая марка, но в Cara прекрасные распродажи с настоящими 50-процентными скидками.

У нас еще любят Noa Noa, которая в Москве, например, втридорога. И еще поди найди. Но это одно из направлений датской моды – такой на самом деле английский или даже викторианский стиль. Лютики-цветочки, рюши, обморочная женственность. И стоит немало, даже в Дании. У меня исторически непростые отношения со всяческими Лорами Эшли, поэтому трудно писать об этом оптимистично.

Много уверенно дорогого есть в «Траффике» или в этом небольшом магазине на Покровке – «Вещи для счастья». Причем в Дании оно будет стоить 100 евро, в Москве – 400. Это подрывает веру в гуманизм.

Причем один и тот же шоу-рум на некоторые марки дает реальную цену, а на другие – завышает.

Компания trendavenuе.ru, например, представляет несколько брендов: BENEDIKTE UTZON, Kit Karnaby, E|SENZ, обувной Rasoulinia и SOUL MADE.

BENEDIKTE UTZON прекрасна – это такой датский гламур (в рамках разумного). Марка замечательная, только в России на нее какая-то неприятная наценка. Но если бы мне вдруг пришлось выбирать между английской Karen Millen и UTZON, я бы точно выбрала последнюю. Более элегантно, стильно и нет дешевого пафоса.

Kit Karnaby – немного странный бренд (с самым убогим сайтом, кстати. Они даже ссылку на FB не могут внятно дать). Недавно марка привлекла к работе группу итальянских дизайнеров, благодаря чему в сезоне весна-лето – 2011 мы имеем возможность наблюдать странный микс датской геометрии и итальянской гиперсексуальности. И все белое. Но вышло, откровенно говоря, не так уж плохо.

E|SENZ – это такой Noa для бедных, вариации на тему Monsoon, но без феерии блесток и стекляруса. К этой одежде так и просится определение «возрастная». Зато недорого.

SOUL MADE – очень милый бренд. Без выкрутасов, но на каждый день можно найти всякие приятные тряпочки.

В Дании, кстати, кроме моды для модников, есть множество всего. В 1960-х государство стало изо всех сил поощрять легкую промышленность, благодаря чему там очень много марок, несколько прекрасных школ дизайна, целая Копенгагенская неделя моды, на которую уже обращают внимание модные эксперты из гламурных журналов (те еще снобы). Поэтому там есть одежда для толстых. Для робких. Для зануд и... не знаю, наркоманов.

К невероятному разочарованию, именно в Москве нет одного из лучших мультибрендовых магазинов датской моды MESSAGE. Эта компания представляет одни из самых стильных, ярких и очень, очень дружественных по ценам марок. GLOBAL FUNK, MBYM, потрясающая бижутерия BLOND, BEST BEHAVIOR... Много всего.

MESSAGE есть в Петербурге, Самаре, Томске, Иркутске, Волгограде, Уфе и Махачкале. В столице вроде должен открыться шоу-рум. И тогда, может, эти марки появятся в каких-то магазинах. Так что если окажетесь, допустим, в Самаре – ищите адрес и бегите закупаться.

Поклонникам, видимо, придется долго ждать, пока датские марки можно будет спокойно купить в России. Чертов спрос. Бренды действительно стильной одежды конкурируют на крошечной площадке, и если уже есть десять штук, то одиннадцатому просто не хватит места. Причем фокус в том, что самая давка, конечно, в Москве, – и вот именно поэтому таким прекрасным конторам, как MESSAGE, приходится открываться в провинции, где нет вообще ничего и люди поневоле, но покупают что есть.

Конечно, у нас есть и ECCO, и InWear, но эти марки не представляют характерный датский стиль, они популярны в России как раз потому, что выпускают нечто универсально европейское, без закидонов.

А ведь хочется моды. Лишь потому, что мода – это творчество. И чем более необычно выглядит человек, тем он более свободный. Хочется уже, чтобы жизнь была и театром, и праздником. Каждый чертов божий день.

В конце концов, каждое новое утро жизнь начинается с отражения в зеркале. И вот что там увидишь, с тем тебе и жить.

 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?