Поколение facebook

Чтобы дети читали, родители покупают им kindle. Даже если есть ipad. Потому что в kindle нет интернета. Ведь как мы сейчас читаем: пара страниц, потом Facebook минут на двадцать, потом – в модный блог, еще две-три страницы, Twitter, сериал во «В Контакте», Gmail... Так в наши умы сейчас поступает информация. И образованный человек нашего времени – это уже настолько не то, что мы себе представляем, что европейцы начали всерьез переживать за свои интеллектуальные элиты.

Благодаря интернету, мы имеем дело с бурным и глубоким информационным потоком. Это прекрасно. До мировой сети мы были чуть более медленные, плавные, а обладание знаниями по узкой теме считалось чем-то вроде привилегии. Это в те времена, когда за ними надо было ехать в библиотеки.

Сейчас все всё знают – самое важное по любой теме есть в Википедии. А нырять на глубину не всегда необходимо – иногда достаточно побарахтаться на поверхности.

Арина Холина
Арина Холина

Писательница, автор журналов Сноб, Лента.ру, ELLE, Euromag. Ведет собственный проект sexandstyle.ru для женщин, которые считают себя яркими и сексуальными.

Но, с другой стороны, знания все-таки стали слишком доступны, что, безусловно, их обесценивает. Мало того, сам принцип университетского образования в руинах – теперь студенты больше похожи на подмастерий, а не на будущих интеллектуалов и властителей умов, вершителей судеб.

Человек идет в университет, чтобы обучиться ремеслу, а заодно и нахвататься по верхам обо всем на свете. На этом свою миссию он считает выполненной, так как профессия нужна для денег, а знания... для развлечения, наверное. Молодой человек привыкает, что даже в Facebook он вместе с мемами и кисками нахватывается чужих умных мыслей, знаний – по верхам, по строчке, но все же он – в курсе событий, он ощущает пульс жизни.

Жители Европы, которые учились в каком-либо университете лет двадцать назад, совсем по-другому относятся к образованию. Получить профессию можно ведь и в колледже, и в институте, а в университет человек шел ради того, чтобы «высосать из жизни костный мозг» («Общество Мертвых Поэтов»), получить знания, которые не нужны заурядному мещанину, которые для того – мертвый груз и «горе от ума», а мыслящей личности необходимы. Если, конечно, собираешься этой мыслящей личностью стать.

Раньше из университета выходили те самые проценты, благодаря которым формировалась культура и политика – вообще, цивилизация, а теперь оттуда выносит всего лишь толпу белых воротничков, людей, обладающих такими знаниями, которые забываются ровно до следующего обновления френдленты.

Это грустная тенденция, так как в итоге получается общество не пассионариев, а интеллектуальных зомби.

Но в России все намного хуже. У нас система образования выглядит как русская деревня – устарелой, жалкой и почти бессмысленной.

Вот человек учится бесплатно пять лет. И он редко понимает, зачем, вообще, идет получать образование. В большинстве случаев это – результат развращения советской системой, которая пропагандировала отсутствие классовости, то есть равные возможности для всех. В том числе и «вышку». Человек, которому диплом был нужен не больше, чем половой герпес, шел и получал образование, потому что мог. И потому что все-таки невежество, прикрытое дипломом, казалось более значительным.

Потому человек усаживал свою задницу на какую-нибудь государственную службу, где та росла из года в год, не принося стране и миру никакой пользы. Раз есть выпускники – есть и рабочие места, несмотря ни на что. Плоды этой прогрессивной экономики мы собрали после окончания СССР, когда выяснилось, что страна в одном шаге от банкротства.

После того, как оказалось, что в нормальном мире диплом ради диплома ничего не значит, престиж высшего образования упал до минус двухсот. В более сытые времена оказалось, что работодатель все-таки уважает свидетельство об окончании, но профессия не имеет значения. Люди учились на медицинском, а трудились дизайнерами. Или учились на юриста, а работали в рекламе. А ведь на все это тратятся государственные деньги – или деньги родителей и наше собственное время.

Но вряд ли стоит ждать реформы в ближайшее время, так как ВУЗы не могут себе позволить отсеивать студентов – это значит, что надо сокращать и преподавателей. Поэтому на любые факультеты будут набирать людей, даже если они говорят по-марсиански, а их цель – уничтожить планету Земля.

Я знаю очень мало людей, которые работают по профессии. И выходит, что они зря сидели за партами, где могли бы учиться те, кто действительно стремится стать врачом или искусствоведом.

Ко всему прочему, эти люди, студенты университетов и институтов, уже давно даже с размытой резкостью не похожи на великих мыслителей.

Обмельчал преподаватель, из которого советская уравниловка и узкий информационный коридор сделали просто говорящие головы. И если те, кому сейчас лет пятьдесят, еще могут вспомнить великих учителей, которым они благодарны всю жизнь, то поколение 30+ своих с трудом узнает в лицо.

Но от мировых веяний не уйти, и вне зависимости от уровня образования престиж культуры упал. Сейчас никому не интересно вникать и беспокоиться, сейчас не хотят искать ответа на вопрос, на который нет ответа. Никто не хочет тратить свои нервы на благо человечества, и само понятие «одухотворенность» куда-то делось.

Почти исчезли люди, которых приводит в ярость несправедливость, которые могут так зачитаться книгой, что весь мир превращается в туман, которые ощущают физическое наслаждение, если удается найти оригинальную, блестящую мысль.

Мы уже почти роботы. Мы утилитарны, функциональны, мы расписаны по минутам, и у нас есть цели – от кредита до кредита. Но мы, кажется, совсем забыли, что жизнь – это набор хаотических моментов почти экстатического просветления, которые мы и называем счастьем, и которое существуют только в умах и чувствах, и которые, если их не развивать, будут реагировать на жизнь только жалким писком, вроде закончившей работу стиральной машины.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?