Представьте себе хотя бы сотню индийских детей, которые, допустим, шьют джинсы в душном и жарком подвале, где густо пахнет коллективным человеческим телом. Или вспомните подростков, которые шляются вдоль московских бульваров с букетами странных синих цветов. Или навязывают справочник ПДД.Или вообразите детей-солдат где-нибудь в Сьерра-Леоне, которые вырезают целые деревни и получают звание «капитанов» за количество отрубленных рук.
Душа, безусловно, леденеет от ужаса, а сердце разрывается от жалости. Хочется немедленно вступить во все мировые организации, защищающие права детей.
Только подвох в том, что даже самые благие намерения все-равно лишь оборотная сторона лицемерия. Потому что пока чувствительные дамочки льют слезы где-нибудь рядом с миссией ООН в Гамбии, глядя на беременных двенадцатилетних девиц, их собственные дети в одиннадцать пробуют секс и травку.
И не потому, что им, ухоженными и избалованным, нечем заняться. А потому, что западная культура использует детей не с меньшем рвением, чем какие-нибудь азиатские или африканские дикари.
Ну разве это нормально — вкалывать двухлетнему ребенку в губы филлеры, чтобы он выглядел более убедительным в рекламе подгузников или фруктового пюре? А детские конкрусы красоты, где пятилетних девочек поливают автозагаром, вытравливают волосы осветлителем, раскрашивают, как портовых шлюх? А все эти конкурсы талантов, после которых у детей уже нет детства?
Не говоря уже о профессиональном спорте. Один мой знакомый, незадавшийся теннисист, с трех лет каждый день заставлял сына тренироваться. След утерян — я не знаю, стал ли этот мальчик успешным спортсменом, не помню имени — фамилии, но зато хорошо помню мат — перемат, которым пугали ребенка в семь, восемь и девять лет. Играть рядом с ними не было никакой возможности — мальчик наступал на собственные сопли и буквально падал от усталости.
А Полина Осетинская, девочка — вундеркинд, за счет которой прославился ее папаша? Поля написала книгу о детстве, где, как мне лично кажется, немало передергиваний, но я ее знаю лично — и масштаб ее трагедии если и преувеличен, то не очень сильно.
«Мрачно плюхнувшись за стол, он потребовал, чтобы я немедленно сыграла Восемнадцатый, терцовый этюд Шопена. Сыграла. Начал ходить по комнате – «Быстрее! Еще быстрее! Еще раз, быстрее!» На четвертый раз у меня заболела рука, и я имела неосторожность об этом сообщить. Он подошел, одним движением сверху донизу разодрал на мне платье. Несколько раз ударив, швырнул головой о батарею в противоположном углу комнаты, протащил по полу и усадил голой за рояль, проорав: «Играй быстрее, сволочь!» (из книги Полины Осетинской «Прощай, грусть!»)
Родители, которым хочется воспитать гения, знаменитость, стать бессменным менеджером звезды, они даже более опасны, чем боевые командиры Руандских повстанцев — ну хотя бы потому, что все это где-то рядом. Трагедия происходит в режиме реального времени.
Дети отбывают срок за пианино, надрываются в спортивных залах, поют и танцуют, чтобы их мамы и папы могли уже спокойно завтракать где-нибудь в NY Plaza.
В детстве мы не могли поверить, что такая прекрасная Герти (Дрю Берримор) из E.T. в одиннадцать лет уже пила и курила. А в четырнадцать лечилась от наркозависимости и пыталась покончить с собой.
А сейчас очередная утя-путя из сериала Ханна-Монтана, Майли Сайрус, 17 лет, пугает родителей загулами по клубам. Причем бедные — несчастные родители боятся ей перечить, потому что это она зарабатывает $25 млн в год, это она их всех обеспечивает.
Конечно, все эти американские дети — звезды, они в сравнение не идут с нашими героями «Ералаша». Они профессионалы. Но вот непонятно, стоит ли это того, чтобы, как Бритни Спирс, публично сходить с ума, брить себе голову, называться Антихристом и запираться в ванной, пока скорая психиатрическая помощь ломится к тебе в дом?
Конечно, любой может сказать: «Господитыбожемой, да эта ваша Бритни, она даже в остром психозе зарабатывает $750 тысяч в месяц, тоже мне удивили! А сколько людей сходят с ума совершенно бесплатно?».
У нас тоже есть хороший пример — группа "Тату". Вообще-то, успешная группа, у девушек полно денег, но подвох в том, что в двадцать пять лет у них уже нет будущего.
Причем вот есть кое-что, что действительно объединяет и Тату, и Спирс, и Лохан с детьми-солдатами. Чем более цинично и жестоко раскручивают талантливых подростков, чем больнее ломают их волю, тем лучше результат. Потому что дети — податливый материал. Они становятся такими, как их придумали.
Стоит взглянуть хоть на когда-то актрису Тару Рейд, эквивалент саморазрушения. Такая хорошенькая в «Большом Лебовски» (Бани Лебовски), она превратилась в пьяницу, наркоманку и жертву пластической хирургии к тридцати годам.
Или вспомнить любимца Америки, Макколея Калкина, который все никак не вылезет из депрессии. Его отец назначал продюсерам сумасшедшие гонорары за второсортные картины, - и окончательно заездил ребенка, который прерватился в изгоя и наркомана.
Конечно, можно вспомнить Ширли Темпл, которая в шесть лет получила Оскар, в двенадцать — закончила актерскую карьеру, а уже взрослой женщиной стала политиком, послом, и была первой знаменитостью, рассказавшей прессе о том, что больна раком.
Благодаря ей многие женщины стали ходить на регулярные обследования.
Но тогда не стоит забывать и о Джуди Гарланд, первой конкурентке Ширли, которая не была способна отказаться от амфетаминов, а умерла от передозировки барбитуратами. И о Лайзе Минелли, которая до сих пор пытается справиться с проблемами с весом, наркотиками и спиртным.
Конечно, многие и в зрелом возрасте не выдерживают славы, напряжения, но когда взрослая жизнь начинается лет в десять, а пенсия - в двадцать, это как-то нехорошо. Родители смотрят на свое чадо и думают, наверное, - неплохая рента подрастает...
Конечно, все это деликатно прикрыто заботой о будущем отпрыска, желанием обеспечить ему образование и вообще, но на самом-то деле это всего лишь расчет и цинизм.
А потом эти люди бастуют против эксплуатации детского труда где-нибудь в Бангладеше. И даже отчисляют в ЮНИСЕФ деньги из гонораров собственных детей. Хахаха.