Анатомия кубизма в Пушкинском музее

Новая выставка-инсталляция ГМИИ им. А.С. Пушкина перенесёт зрителя в причудливый мир гения Пикассо.

30 августа в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка-инсталляция «Анатомия кубизма».

Впервые мы сможем так наглядно познакомиться с историей рождения одного из главных художественных течений ХХ века — кубизма (1907–1923). Британский историк Джон Голдинг назвал направление «самой важной и, безусловно, самой полной и радикальной художественной революции со времен Возрождения».

Ядро экспозиции — тетрадь с эскизами Пабло Пикассо к «Авиньонским девицам» (1907) — картине, изменившей ход мировой истории искусства. Само масштабное полотно не выезжает из Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА). 

На московской же выставке впервые показаны более 60 рисунков из тетради, созданной художником в мае — июне 1907 года и хранящейся в собрании Дома-музея Пикассо (Museo Casa Natal) в Малаге.

«Авиньонские девицы» — произведение, открывшее новую эру в истории искусства. Это «добровольно незаконченная» (как характеризовал ее сам Пикассо) картина-исследование, картина-поиск, работая над которой, художник искал иной подход к изображению пространства и перспективы, с помощью новых выразительных средств пытался найти ответы на вопросы об истоках мироздания.

В период работы над картиной «Авиньонские девицы»  Пикассо создал более 800 эскизов и набросков. Большинство из них долгое время хранились у самого художника, и, как пишет автор каталога-резоне «Кубизм Пикассо» и один из главных биографов художника Пьер Декс, «кажется, Пикассо старался избежать публичного показа подготовительных эскизов к своему огромному полотну, может быть из боязни быть втянутым в раздражавшую его до глубины души дискуссию об истоках его замысла». Маленькая ученическая тетрадь с бесценными эскизами долгие годы находилась в коллекции наследников Пикассо, а в 2006 году была приобретена Домом-музеем Пикассо в Малаге.

«Для меня искусство не имеет ни прошлого, ни будущего <…> Искусство греков, египтян и великих художников других времен — это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо», — говорил Пабло Пикассо в своем интервью 1923 года. 

Чтобы проиллюстрировать это высказывание художника кроме рисунков из коллекции испанского музея в экспозиции представлены около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ им. А.С. Пушкина, относящиеся к самым разным периодам мировой истории Древнему Египту, античности и т.д.. И, конечно, эта выставка была бы невозможна без африканских статуэток и гуашей Пикассо из всемирно известной коллекции Сергея Щукина. 

С помощью огромного стола-инсталляции архитекторы выставки создали «обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду», — как писал в воспоминаниях о своем друге Илья Эренбург. Собранные все вместе, эти шедевры ретроспективно воссоздадут ход мыслей и ассоциаций Пабло Пикассо.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?