Послевоенное искусство в Москве

В Пушкинском музее открывается масштабная выставка, представляющая четверть века искусства европейских стран, впервые вписанных в единый контекст независимо от их политического лагеря. После Брюсселя и Карлсруэ проект вернулся в Москву, где и была рождена идея его создания.

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открывается выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968». Этот масштабный космополитический проект был создан при участии сразу нескольких организаторов: Пушкинского музея, Центра изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центра искусства и медиа ZKM (Карлсруэ) и при поддержке Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

За предыдущий год проект «Лицом к будущему» уже побывал в Брюсселе и Карлсруэ и теперь, обзаведясь несколькими новинками, вернулся в Москву, где была рождена идея его создания.

Ключевой идеей выставки стал более обширный взгляд на развитие послевоенного европейского искусства, не исключающий страны Восточной Европы в связи с их политическим лагерем. 

Не стоит лишний раз говорить, насколько сейчас важен именно такой подход, ведь искусство призвано нести именно объединяющую функцию.

Как подчеркивает Марина Лошак, посещение этой выставки – непростая душевная работа для зрителя: «Одной из главнейших задач выставки станет разрушение штампов и мифов. Один из них, что все самое прогрессивное и важное, что происходило в мире – это искусство Западной Европы, где путь был свободен и открыт. Наш проект показывает, что это упрощенный взгляд».

Марина Девовна обещала полностью избавиться от штампов, даже в виде подписей. В идеале, зритель должен видеть только искусство, а не имя художника, погружаться сразу в его поток, выставка готова к этому. «Но мы не рискнули, – продолжает директор ГМИИ им. Пушкина, – потому что ждем очень разных людей, и большую аудиторию, для которой слишком много неизвестного. Наоборот, мы старались помочь нашему зрителю глубже понять и точнее проникнуть всю конкретику жизни, которая является неким ключом для понимания концепции».

Один из кураторов проекта профессор Петер Вайбель, председатель ZKM / Центра искусства и медиа (Карлсруэ), отметил, что ранее выставки носили «натовский характер», то есть в основном представляли художников Западной Европы, отвергая при этом искусство Восточной.

На выставке мы впервые видим объединенное искусство Запада и Востока, тем самым открываем искусство Европы с нового ракурса, то есть можно говорить об открытии и объединение европейского искусства. «В этот вечер мы все переживаем исторический момент, мы переписываем историю Европы с помощью пера искусства», – говорит Петер Вайбель.

Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» включает в себя порядка 200 работ художников из 18 европейских стран и из Российской Федерации (т.е. бывшей РСФСР). Многие чешские и словацкие и польские художники, и другие художники-представили восточной Европы мало знакомы для европейской публики были с огромным интересом встречены в Брюсселе и Карлсруэ.

Сразу, еще при входе, видно, что выставка сразу идейно разделилась на две художественные системы  – реалистической, фигуративной живописи с одной стороны и абстрактной – с другой; первый больше характерен для Запада, второй – для Востока.

Среди 50 музеев и частных собраний, предоставивших экспонаты, мы видим самые разные европейские музеи: Тейт Модерн (Лондон), Национальный музей современного искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж), Национальную галерею Берлина, Стеделейк (Амстердам), Музей Пикассо (Париж), Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Фонд «Zero» (Дюссельдорф), Фонд Бейлер (Риен / Базель), Музей современного искусства (Вена), Музей независимости (Варшава), Музей Тэнгли (Базель), Национальную галерею в Будапеште, Национальный музей в Кракове, Национальную галерею в Оломоуце (Чехия), Кунстхалле города Эмден (Германия) и другие.

Выставка состоит из пяти разделов, которые включают, помимо прочего, фотографии, плакаты и другие экспонаты, обеспечивающие погружение зрителя в контекст эпохи.

«Искусство Европы 1945–1968» подробно рассказывает, как драмы середины ХХ века восприняли пионеры современного искусства – например, дадаист Ханс Рихтер в его коллаже «Сталинград» или Отто Дикс в его «Автопортрете». «Геометрия страха» – это высказывание Герберта Рида, подразумевающее, в первую очередь, скульптуры Генри Мура и его последователей. Здесь и участник войны, художник Вадим Сидур с его кратким, но точным высказыванием; и экспрессивный Осип Цадкин. А за ними – абстрактно-исповедальные живописец Эмиль Шумахер, венские художники-акционисты, такие как Отто Мюль и другие, смешивающие в живописи пепел и кровь.

Кроме того, очень интересным явлением выступает демонстрация послевоенного искусства чешских и венгерских модернистов (неокинетистов, поп-артистов конкретистов), которым удавалось работать под «зонтиком» социалистического реализма. Речь идет о периоде холодной войны и «сплоченности» стран социализма.

В рамках выставки по традиции пройдет образовательная программа, которая станет участником межмузейного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему»,  в котором помимо Пушкинского музея, участвуют Третьяковская галерея, Парк Горького и Музей Москвы, а также его Центр документального кино.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?