Германия вводит штраф за хейтспич

Парламент ФРГ накануне принял закон об ограничении оскорбительных комментариев в интернете. Отныне социальные сети обязаны удалять записи, содержащие так называемый хейтспич или риторику ненависти, в кратчайшие сроки. Противники этого закона уже заявили, что новые правила нарушают принцип свободы слова.

Проект закона, который обсуждали в парламенте Германии и в Интернете последние несколько месяцев, достиг своей реализации. Правящая коалиция (ХДС, ХСС и социал-демократы) поддержала его принятие – и у противников закона не осталось шансов: представители этих партий занимают почти 80% кресел Бундестага.

Теперь социальные сети и интернет-площадки будут обязаны удалять однозначно оскорбительные записи в течение 24 часов. Для неоднозначных случаев срок вырастает до 7 суток. В законе предусмотрены ощутимые штрафы – юридическое лицо, систематически его нарушавшее, заплатит до 50 000 000 евро, сообщает Zeit.

Для эффективного выявления комментариев и постов, в которых присутствует «hate speech» , пользователям, согласно новому закону, должны быть предоставлены лёгкие и удобные способы подать жалобу в любое время суток. Проверка жалоб и вынесение решений о блокировке тоже ляжет на плечи интернет-ресурсов, чьи пользователи допускали оскорбительные высказывания.

Министр юстиции и один из авторов инициативы Хайко Маас ранее высказался о тогда ещё готовящемся законопроекте следующим образом: «Мы не считаем приемлемым то, какое впечатление сложилось у многих людей в Германии: что Интернет находится вне правового поля».

По его словам, «праву сильного» в Сети будет положен конец, а свобода мнения от этого только выиграет.

Новый закон вызвал большое количество критики как у политических противников правящей коалиции, так и в её рядах: например, Надин Шён, политик из Христианско-демократического союза, утверждает, что меры принимались слишком быстро, и у её фракции было недостаточно времени для внесения поправок, в которых закон, по её мнению, нуждается для того, чтобы его одобрило всё немецкое общество.

Шён считает, что в законе недостаточно хорошо прописаны критерии, по которым интернет-ресурсам предстоит отделять «язык ненависти» от остальных комментариев, и по этой причине социальные сети будут осуществлять чересчур жёсткую цензуру.

В этом с ней согласна Ренате Кюнаст, представительницы партии зелёных: по её мнению, закон «затрагивает самое нутро цифрового века» и Германия в любом случае станет примером для других стран в том, как именно стоит удерживать баланс между соблюдением свободы слова и защитой личности. По её словам, из-за того, как сложно этот баланс найти, в итоге пострадает право граждан на свободу мнений.

Разумеется, наиболее резко высказалась на эту тему оппозиционная партия «Альтернатива для Германии», которой в этом году только предстоит участвовать в выборах в Бундестаг. В официальном заявлении партии говорится о том, что наступил «чёрный день для свободной Германии и свободы мнения в целом».

Как считают в «АдГ»,  надзор государства за жизнью его граждан разрастается вне всяких границ. Партия планирует подавать конституционное прошение с целью проверки того, насколько новый закон соответствует конституции.

В этом вопросе с «новыми правыми» согласны и левые: глава партии «Левых» Катя Киппинг заявила, что, по словам экспертов, законопроект противоречит конституции ФРГ, и что таким образом определение границ между реальной ненавистью, сатирой и свободным выражением мнения передаётся в руки таких интернет-монополистов, как Facebook.

Справка Euromag

Термин «Hate speech» или «язык вражды» («риторика ненависти») получил активное распространение несколько лет назад после выступления в ООН американских феминисткок Аниты Саркисян, Зои Куинн и Лэйси Грин, ранее создавших понятие «культура насильников».

Во время выступления в ООН они потребовали законодательно по всему миру запретить оскорбления и агрессивные комментарии в Интернете, кино, играх и других площадках, а также обязать работодателей увольнять сотрудников, нейтрально относящихся, либо поддерживающих проявления расизма, ксенофобии, межнациональной вражды и нетерпимости, гомофобии, а также сексизма на публичных площадках (социальные сети, форумы, радио, телевидение и т.д.).

Кроме того, они потребовали приравнять агрессивные и оскорбительные слова к физическому насилию.

ООН приняла этот вопрос на рассмотрение, а тем временем феминистки, при поддержке американских традиционных СМИ подняли волну критики в отношении крупных кампаний, заявив, что те размещают рекламу на площадках, которые не борются с hate speech. В пример были приведены видеоролики на YouTube и записи в Facebook, где высказывалось некритичное отношение к террористам, критиковался феминизм, лгбт-сообщество и т.д.

В результате, крупные рекламодатели были обвинены в том, что? размещая рекламу на этих площадках, они поддерживают сексизм, терроризм, ксенофобию и другие проявления ненависти.

После разрыва нескольких крупных контрактов, YouTube, Facebook и другие сети запустили волну блокировок, под которую попали, в том числе и обычные кинокритики, недовольные отелями или ресторанами пользователи, те, кто размести фотографии обнаженных статуй и ряд людей, совершенно не имевших отношения к критике феминизма, лгбт-сообщества и других подобных организаций.

Несмотря на возмущение пользователей, YouTube продолжает банить до 90% хотя бы какую-то эмоциональную критику чего угодно, а также за дизлайки в роликах про политкорректность и толерантность, Facebook официально пока блокирует около 38% постов, содержащих, по их мнению, hate speech.

Комитет министров Совета Европы определяет «язык вражды» как все формы самовыражения, которые включают распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации или враждебности в отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?